0

20 Август 2015

Абонемент №82 ГАХК России имени А.А.Юрлова

28 октября, 19:00, Большой зал консерватории

Государственная академическая хоровая капелла России
имени А.А. Юрлова

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония»

Дмитрий Юровский

Дмитрий Юровский

Дирижер – Дмитрий Юровский

Солисты – дополнительно

В программе:

  • И. С. Бах
    «Страсти по Иоанну» для солистов, хора и оркестра

Бах. Страсти по Иоанну

Музыкальный жанр Страстей (на немецком — Passion, в русской транскрипции пассионы) складывался на протяжении многих столетий. Содержанием пассионов являлись последние дни жизни, страдания и смерть Христа. Отсюда и название — страсти, то есть страдания, муки, телесная боль, душевная скорбь, тоска.

Пассионы Баха — это особый жанр неперсонифицированного музыкального повествования. Всего на протяжении творческого пути композитор создал пять пассионов, из которых до нашего времени полностью дошли партитуры лишь Страстей по Иоанну и Страстей по Матфею. Предположительно, Бах создал Страсти по Иоанну в 1722—1723 годах, то есть в то время, когда, еще работая в Кётене при дворе князя Леопольда, выступал одним из претендентов на должность кантора в лейпцигской церкви Святого Фомы.

В Страстях Бах придерживается канонического евангельского текста. Использованы главы 18 и 19 Евангелия от Иоанна. 18 глава повествует о предательстве Иуды, заступничестве Петра, отрубившего мечом ухо первосвященнического раба, приводе Иисуса к первосвященнику, отречении Петра и суде Пилата. В 19 главе рассказывается о бичевании Иисуса, издевательствах толпы, шествии на Голгофу, жребии солдат о Его одежде, Его смерти и погребении.

Действие начинается с пленения Иисуса. Для усиления драматизма Бах вводит два эпизода из Евангелия от Матфея, у Иоанна отсутствующие. Это пение петуха, услышав которое Петр вспоминает предсказание Учителя: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня», и рассказ о том, как в момент смерти Спасителя «завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы разверзлись…»

Первоначально текст Евангелия был обработан известным поэтом, гамбургским городским советником Бертольдом Генрихом Брокесом (1680—1747). Именно на его стихи были еще до Баха созданы Страсти по Иоанну Кайзера в 1712 году, Генделя и Телемана в 1716-м, Маттезона в 1718 году. Несмотря на то, что этот текст стал почти классическим, Баха стихи Брокеса не удовлетворили: наделенные драматизмом и представлявшие большие возможности для музыкальной изобразительности, они были безвкусны, а местами просто вульгарны. Бах решил использовать их лишь частично, в основном же опирался на само Евангелие.

Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – один из старейших российских музыкальных коллективов, созданная еще в 1900 году певцом и регентом Иваном Юховым как любительский хор в подмосковном поселке Щелково. В 1903 коллектив переехал в Москву, его популярность стремительно росла. После революции коллектив был преобразован в Первый государственный хор им. М. И. Глинки. На базе этого коллектива в 1942 году была создана Республиканская русская хоровая капелла. С 1958 по 1973 год капеллу возглавлял народный артист России, лауреат Государственной премии, профессор Александр Юрлов. С именем этого великого русского хормейстера, исключительно самобытного и бескомпромиссного художника-новатора, связана всемирная слава русской академической хоровой капеллы. После кончины мастера в 1973 году капелле было присвоено его имя.

Широчайший репертуар Капеллы охватывает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки, лучшие образцы оперной классики, русскую духовную музыку и народные песни. С 2004 года Капеллу возглавляет один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров, заслуженный деятель искусств России Геннадий Дмитряк. Маэстро удалось добиться нового качественного роста исполнительского мастерства Капеллы, значительно расширить сферу ее концертной и просветительской деятельности. Сегодня Капелла имени А. А. Юрлова – один из наиболее востребованных российских музыкальных коллективов.

Дмитрий Юровский родился в 1979 году в Москве. Он — младший представитель знаменитой музыкальной династии (дед — известный композитор, отец и старший брат — дирижеры). С 6 лет обучался в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории имени П. И. Чайковского по классу виолончели. После переезда семьи в Берлин, Д. Юровский продолжил заниматься на виолончели, а затем получил дирижерское образование в Высшей школе музыки имени Ханса Эйслера.

Обладая оперным мышлением и всеми необходимыми знаниями и навыками для воплощения произведений сценического жанра, Дмитрий Юровский востребован в известных европейских оперных театрах.

С 1 января 2011 года Дмитрий Юровский занимает пост главного дирижера Королевской Фламандской оперы в Антверпене и Генте.

В марте 2011 года маэстро дебютировал с Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония» – совместное выступление состоялось на фестивале, посвященном 10-летию коллектива. С сезона 2011/12  Дмитрий Юровский является главным дирижером «Русской филармонии».

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» учрежден Правительством Москвы в 2000 году, Инициатором создания коллектива и его директором является Гаяне Шиладжян. Главными дирижерами оркестра были известные российские музыканты: Александр Ведерников, Юрий Кочнев, Максим Федотов. В 2011 году главным дирижером Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» стал Дмитрий Юровский.

В репертуаре оркестра – произведения разных жанров: русская и зарубежная классика, сочинения современных композиторов. Коллектив воплотил в жизнь несколько уникальных художественных проектов, основанных на идее синтеза искусств, сочетающих музыку и видеоинсталляции.

В июне 2013 года Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» впервые провел фестиваль «Музыкальные ассамблеи в Царицыно». Ярким событием летнего праздника стал грандиозный Гала-концерт «Шедевры итальянской оперы».

Добавить комментарий