0

20 Август 2015

Абонемент №82 ГАХК России имени А.А.Юрлова

23 декабря, 19:00, Большой зал консерватории

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

Дирижер – Геннадий Дмитряк

Солисты – дополнительно

В программе:

  • П. Чайковский

(175 лет со дня рождения)
Кантата «Москва» для солистов, хора и оркестра
Торжественная увертюра «1812 год»

  • Аренский
  • Танеев
  • Рахманинов
  • Свиридов

Произведения для хора a cappella

  • В. Калинников

П. Чайковский,Торжественная увертюра «1812 год»

 В конце мая 1880 году Чайковскому его издатель П.И.Юргенсон сообщает, что Н.Г.Рубинштейн назначен главой музыкального отдела Всероссийской выставки 1881 года. Издатель также сообщил и о пожелании Рубинштейна, чтобы Чайковский сочинил торжественную увертюру к открытию выставки или же по случаю 25-летия коронации Александра II. Заказ Рубинштейна предполагал и 3-й вариант — кантату на открытие Храма Христа Спасителя в Москве. В одном из ответных писем Юргенсону Чайковский откровенно пишет: «Ни в юбилее высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддать мне вдохновение.» Но, получив письмо лично от Рубинштейна, Чайковский все же дал ему обещание написать торжественную увертюру. «…Я вовсе не расположен к работе. Тем не менее слово исполню», — писал он брату Анатолию.

В период сочинения увертюры (начало октября) Чайковский признавался в письме к Н.Ф.фон Мекк: «Увертюра будет очень громка, шумна, я писал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет».. Завершена увертюра 7 ноября 1880. На титульном листе партитуры Чайковский написал: «1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский». В конце рукописи: «Каменка. 7-го ноября 1880 г.» Примечательно, что увертюра написана в Каменке, где Чайковский имел возможность вплотную соприкоснуться с историей войны 1812 года, историей жизни её героев, чья жизнь была связана с этим имением. Именно в Каменке были живы воспоминания о её прежних обитателях- героях войны 1812 года: генерале Раевском, князе Волконском, Давыдовых (Василии Львовиче и Денисе Васильевиче). И, как не раз было в жизни Чайковского, написанное по заказу сочинение, которое, казалось, сочинялось с трудом, в конечном итоге выходило произведением, наполненным глубоким чувством, выполненным с мастерством и ставшим в дальнейшем выдающимся достижением Чайковского. Издана партитура в Москве, в издательстве П.Юргенсона, в 1882 году.

Увертюра «1812 год» стоит особняком среди программно-симфонических произведений Чайковского — как историческое полотно. Однако можно предположить, что Чайковский, которому были свойственны патриотические чувства, далеко не был равнодушен к предложенной теме, что и выявилось при сочинении увертюры. Помог и предшествовавший опыт сочинения торжественных произведений — «Торжественной увертюры на Датский гимн» (1866), «Славянского марша» (1876) и др. Главным же фактором удачи можно считать возросшее мастерство. В этом сочинении Чайковский проявил себя не только как мастер психологических коллизий, но и как живописец-баталист, потрясающе нарисовав музыкальными средствами картину великой войны и подвига русского народа в ней.

Главная тема увертюры, начинающая её, отличается подчеркнутой патетикой. Использован мотив «Марсельезы» как обобщающий образ французских войск. Образ русского народа — мелодии русских народных песен (мотив из дуэта Власьевны и Олены из оперы «Воевода», русская народная песня «У ворот, ворот батюшкиных» символизирует, очевидно, русских бойцов. Чайковский в начале увертюры отказался от схематического противопоставления французскому государственному гимну русского гимна — его роль скажется в заключении увертюры.

Разработка очень коротка. Главный перелом наступает в коде, где идет противопоставление «Марсельезы» и темы «У ворот…». Мощное проведение темы «Марсельезы» на фоне вихревых пассажей струнных и деревянных духовых с валторнами, тремоло литавр, треугольника и военного барабана, удары большого барабана и специального барабана, имитирующего пушечные залпы, характеризует временное торжество французов. Мощное и величественное Largo с преображенной темой православной молитвы «Спаси, Господи, люди твоя» (здесь предусмотрено подключение большого количества духовых инструментов), символизирует победу русского народа. Ликующее завершение увертюры в максимальном фортиссимо воспроизводит фанфарную тему вступления в сопровождении колоколов. На фоне праздничных фанфар возникает затем мелодия государственного гимна России «Боже, царя храни». Таким образом была воплощена главная мысль увертюры: оплот России — это триединство Православие, Самодержавие, Народность.

Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – один из старейших российских музыкальных коллективов, созданная еще в 1900 году певцом и регентом Иваном Юховым как любительский хор в подмосковном поселке Щелково. В 1903 коллектив переехал в Москву, его популярность стремительно росла. После революции коллектив был преобразован в Первый государственный хор им. М. И. Глинки. На базе этого коллектива в 1942 году была создана Республиканская русская хоровая капелла. С 1958 по 1973 год капеллу возглавлял народный артист России, лауреат Государственной премии, профессор Александр Юрлов. С именем этого великого русского хормейстера, исключительно самобытного и бескомпромиссного художника-новатора, связана всемирная слава русской академической хоровой капеллы. После кончины мастера в 1973 году капелле было присвоено его имя.

Широчайший репертуар Капеллы охватывает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки, лучшие образцы оперной классики, русскую духовную музыку и народные песни. С 2004 года Капеллу возглавляет один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров, заслуженный деятель искусств России Геннадий Дмитряк. Маэстро удалось добиться нового качественного роста исполнительского мастерства Капеллы, значительно расширить сферу ее концертной и просветительской деятельности. Сегодня Капелла имени А. А. Юрлова – один из наиболее востребованных российских музыкальных коллективов.

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году указом Правительства Российской Федерации. В 2002 году за дирижерский пульт встал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. Оркестр под руководством Маэстро приобрел свою, неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощенность, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворенностью исполнения, глубокое, насыщенное звучание.

С 2002 года оркестр дал более 600 концертов в России и за рубежом. Музыкантам «Новой России» рукоплескали слушатели в городах Поволжья, Золотого кольца, Урала, Сибири, Московской области, Прибалтики, Азербайджана, Беларуси и Украины, а также Франции, Германии, Греции, Польши, Великобритании, Италии, Голландии, Испании, Австрии, Турции, Болгарии, Индии, Финляндии, Японии, Швейцарии.

«Исполнение было исключительно ясно и прозрачно вплоть до мельчайших деталей, до тончайшего Pianissimo. Оркестр продемонстрировал высшую степень мастерства в непрерывной гибкости звука. Результатом стало захватывающее и волнующее ощущение выстраданной музыки» (Neues Volksblatt, Линц).

 

Добавить комментарий