0

20 Август 2015

Абонемент №74 Густав Малер и его время

2 октября, 19:00, Большой зал консерватории

Государственная академическая симфоническая капелла России

Дирижер – Валерий Полянский

Фредерик Кемпф
Фредерик Кемпф

Фредерик Кемпф (фортепиано, Великобритания)

Анастасия Привознова (сопрано)

В программе:

  • Брамс

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

  • Малер

Симфония № 4 для сопрано и оркестра

Брамс, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

В 1850-е годы немецкой публике был известен молодой пианист Иоганнес Брамс, в репертуаре которого были фортепианные концерты Моцарта и Бетховена. В начале 1880-х во всех крупных городах Германии и Австро-Венгрии успели оценить Первый концерт Брамса ре минор, соч. 15, в исполнении автора. Однако успех к сочинению пришел не сразу: премьера в Ганновере 22 января 1859 года и последовавшее вскоре исполнение концерта в Лейпциге Брамса не порадовало. Понятно, что «пронзительные диссонансы» и«неприятные звуки», как выразился обозреватель «Сигнала музыкального мира» Эдвард Бернсдорф, не понравились критикам. Как ни странно, публике концерт сперва тоже не понравился. В Лейпциге обошлось без аплодисментов.

А дело в том, что первые слушатели ждали привычной концертной музыки – виртуозной и необременительной. Вместо этого им предъявили сочинение симфонических масштабов, перекликающееся с Девятой симфонией Бетховена. В первой части концерта бушуют нечеловеческие страсти, но ошеломленные меломаны не смогли сполна насладиться даже Adagio – прекрасным образцом брамсовской лирики (сам композитор говорил, что вторая часть концерта – это портрет его музы Клары Шуман).

Малер , Симфония № 4 для сопрано и оркестра

Четвертая симфония занимает в наследии Малера совершенно осо­бое место. В критике о ней сложилось мнение как о добродушно-юмори­стической, идиллически-шутовской. Некоторый повод для этого дал сам композитор, неоднократно называвший симфонию Юмореской. Однако же… «Если человек в моменте юмора, отправляясь от маленького суетного мира действительности, связывает и соразмеряет последний с бес­конечным миром идеала, то возникает тот смех, в котором кроются и скорбь, и величие», — эти слова, относящиеся к романтической по­эзии, с полным правом можно приложить ко многим страницам малеровской музыки.

Внешняя наивность, кажущееся простодушие музыки Четвертой — не от неведения, а от стремления избежать «проклятых вопросов», до­вольствоваться тем, что есть, и не искать, не требовать большего. Такая позиция композитора после грандиозного полотна Третьей воспринима­ется как отступление, как признак усталости, возможно — разочарова­ния. Премьера симфонии состоялась в Мюнхене под управлением авто­ра 25 ноября 1901 года.

Фредерик Кемпф

Английский пианист Фредерик Кемпф (русские меломаны называют его ласково Фредди ) —  любимец московской публики. Его концерты всегда долгожданны.

Фредди Кемпф настолько обожаем в Москве, что впору забыть о его национальности по паспорту, потому что играет он «как русский», что равнозначно —  очень музыкально, тонко, глубоко по мысли, ярко по интерпретации, и самое главное, очень искренне. Предновогодние выступления Кемпфа ежегодно проходят в Большом зале Московской консерватории при полном аншлаге  уже в течение 15 лет.

С 1998 года Ф. Кемпф, без сомнения, фаворит российских «классических меломанов», которым пианист отвечает взаимностью все эти годы. Он считает, что в России самые отзывчивые слушатели, а музыканту есть с чем сравнивать – он выступал и в зальцбургском Mozarteum, венских Musikverein и Konzerthaus, амстердамском Concertgebouw и в гамбургском Musikhalle, и в цюрихском Tonhalle, и в лондонском Wigmore Hall, и в миланском Verdi Auditorium…

Анастасия Привознова

Родилась в Нижнем Тагиле. В 2006 окончила Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского (класс профессора В. Ю. Писарева).

В 2015 приняла участие в концертном исполнении оперы Г. Доницетти «Любовный напиток» с Государственной симфонической академической капеллой России под управлением В.Полянского в Концертном зале имени П. И. Чайковского (партия Адины).

Лауреат III Всероссийского конкурса «Три века классического романса» (Санкт-Петербург,2006), лауреат II Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (Москва, 2008).

Государственная академическая симфоническая капелла России — уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность. С 1992 года художественным руководителем и главным дирижером ГАСК является Валерий Полянский.

Валерий Полянский – музыкант многогранного дарования, высочайшей культуры, глубокой эрудиции. Его дирижерская харизма в равной степени проявляется как в сфере хорового искусства, так и за пультом симфонического оркестра, а творческие поиски блестяще реализуются в самых разных жанрах. Среди безграничного репертуара Госкапеллы отчетливо выделяется тяготение к жанру оперы в концертном исполнении. В. Полянский стремится представить оперу в исторически точной интерпретации, использует оригинальные авторские редакции.

Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории, Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии…

Добавить комментарий