0

21 Август 2015

Абонемент №74 Густав Малер и его время

4 февраля, 19:00, Большой зал консерватории

Государственная академическая симфоническая капелла России

Дирижер – Валерий Полянский

Андрей Коробейников

Андрей Коробейников

Андрей Коробейников
(фортепиано)

В программе:

  • Рахманинов

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

  • Малер

Симфония № 3 для контральто, женского хора, хора мальчиков и оркестра

Рахманинов, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

Жанр фортепианного концерта рано заинтересовал Рахманинова и первый, фа-диез минорный концерт написан ним еще в студенческие годы (1890―1891).

Первое исполнение концерта состоялось 17 марта 1892 года в Московской консерватории. Солировал автор, оркестром дирижировал Василий Сафонов.

В 1917 году композитор существенно переработал партитуру концерта и в этой редакции он был впервые исполнен автором 29 января 1919 в Нью-Йорке.

Концерт необычайно лиричен, как собственно, и все творения Рахманинова. В нём еще можно найти черты подражательности. В нём нет концертности в смысле соревнования между оркестром и солистом. Здесь несомненно доминирует солист.

— Святослав Бэлза во вступительном слове к циклу из четырёх фортепианных концертов к 135-летию со дня рождения С.В. Рахманинова на телеканале«Культура»,

Малер, Симфония № 3

Над Третьей симфонией Малер работал в течение летних каникул 1895 и 1896 годов. Он проводил их в Тироле на Аттерзее, в одном из самых живописных уголков Австрии. На берегу небольшого озера в местечке Штейнбах он жил с сестрами, отдыхал душой от театральных забот. На лугу, протянувшемся от гостиницы, в которой он остановился, до озера, он велел построить домик для работы. В нем помещались только пиани­но, стол, кресло и диван. Сюда не доходили никакие звуки, никто не мешал, и он многие часы проводил за работой. Далеко не вся музыка возникала именно здесь — часто его видели на лугу, в холмах, где он бродил, впитывая в себя окружающую красоту, погружался в слышимую внутри музыку, и возвращался периодически в домик, чтобы, как он выражался, «принести урожай в закрома» — записать сочиненное во время прогулок. Недаром приехавшему к нему Бруно Вальтеру, его мо­лодому сотруднику, будущему великому дирижеру и пропагандисту его сочинений, Малер сказал однажды: «Вам уже нечего здесь рассматри­вать: все это я вобрал в свою музыку!»

В Штейнбахе летом 1894 года и была закончена Третья симфония — одна из самых сложных в его творческом наследии. Композитор считал ее произведением, «в котором отражается весь мир… Вся природа полу­чает в ней голос и раскрывает свои сокровенные тайны». В одном из писем он сообщил даже программу: «…II—V части должны выразить последовательные ступени сущего, как я их трактую. II. Что мне расска­зывают цветы. III. Что мне рассказывают звери. IV. Что мне рассказыва­ет ночь (человек). V. Что мне рассказывают утренние колокола (анге­лы). VI. Что мне рассказывает любовь… Номер I — «Приход лета»… Лето мыслится как победитель, шагающий среди всего, что растет и цве­тет, ползает и летает, мечтает и томится и, наконец, того, о чем мы мо­жем лишь догадываться…»

Разумеется, программа эта очень условна и субъективна. Малер сам понимал это и категорически возражал против ее опубликования.

После попытки осознания смысла человеческой жизни во Второй симфонии композитор обращается к еще более грандиозному замыслу: складывается впечатление, что во Второй жизнь осмысляется «вглубь», как существование одного человека. В Третьей же Малер делает попытку осмысления ее «вширь», во все­ленском масштабе. Но теперь, после горькой неудачи с подзаголовком Первой, композитор не стал расшифровывать для всех содержания сим­фонии, более того — запретил публиковать какие бы то ни было словес­ные пояснения. Малер ясно отдавал себе отчет, что его формулировки, касающиеся содержания отдельных частей, расплывчаты, условны и мо­гут, вместо помощи, лишь сбить слушателей. Он был уверен, что до чут­ких сердец музыка дойдет без всяких пояснений, другим же никакие программные подзаголовки не помогут.

Первое исполнение Третьей симфонии состоялось только через 6 лет после ее написания — 9 июня 1902 года в Крефельде под управлением автора.

Андрей Коробейников родился в 1986 году в г. Долгопрудный Московской области. Начал играть на фортепиано в возрасте 5 лет. В 7 лет одержал свою первую победу на III Международном конкурсе юных музыкантов имени П. И. Чайковского, а к 20 годам уже стал обладателем более 20 премий различных конкурсов в России, США, Италии, Португалии, Великобритании, Нидерландах и других странах, в их числе: I премия на III Международном конкурсе пианистов имени А. Скрябина в Москве (2004), а также II премия и Приз публики на II Международном конкурсе пианистов имени С. Рахманинова в Лос-Анджелесе.

На сегодняшний день Андрей Коробейников выступил более чем в 40 странах мира и во многих российских городах. Его концерты проходили на главных концертных площадках.

Государственная академическая симфоническая капелла России — уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность. С 1992 года художественным руководителем и главным дирижером ГАСК является Валерий Полянский.

Валерий Полянский – музыкант многогранного дарования, высочайшей культуры, глубокой эрудиции. Его дирижерская харизма в равной степени проявляется как в сфере хорового искусства, так и за пультом симфонического оркестра, а творческие поиски блестяще реализуются в самых разных жанрах. Среди безграничного репертуара Госкапеллы отчетливо выделяется тяготение к жанру оперы в концертном исполнении. В. Полянский стремится представить оперу в исторически точной интерпретации, использует оригинальные авторские редакции.

Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории, Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии…

Добавить комментарий