0

20 Август 2015

Абонемент №3 Грани бессмертия. И. С. Бах (330 лет со дня рождения)

28 января, 19:00, Концертный зал имени П. И. Чайковского

Ансамбль Collegium Vocale Gent

Ансамбль Collegium Vocale Gent

Ансамбль Collegium Vocale Gent

 

Дирижер – Филипп Херревеге (Германия)

Солисты – дополнительно

В программе:

  • И. С. Бах

Кантата Ihr werdet weinen und heulen, BWV 103
Кантата Mache dich, mein Geist, bereit, BWV 115

  • Букстехуде

Кантата Nimm von uns, Herr, du treuer Gott, BuxWV 78

  • И. С. Бах

Кантата Nimm von uns, Herr, du treuer Gott, BWV 101

Дитрих Букстехуде (ок. 1637 — 9 мая 1707) — немецко-датский органист и один из наиболее известных композиторов эпохи барокко. Его произведения для органа составляют существенную часть традиционного органного репертуара.

Ученые спорят о точных времени и месте рождения Букстехуде. Большинство сходится во мнении, что он родился в 1637 году в Хельсингборге, ныне принадлежащем Швеции, а тогда бывшем частью Дании. Один их его некрологов утверждает, что Букстехуде «считал Данию своей родиной, когда приехал в эту местность; он прожил около 70 лет». Другие источники сообщают, что Букстехуде родился в Бад-Олдеслоэ в герцогстве Гольштейн, которое в то время было частью Датского королевства.

Наиболее значительны сочинения Букстехуде для органа. К сожалению, многие произведения композитора не дошли до наших дней. Например, утеряны ноты некоторых его ораторий, хотя либретто сохранились. Это обстоятельство особенно огорчительно, так как оратории Букстехуде, скорее всего, стали образцами, на которые ориентировались Бах и Телеман. Некоторые шедевры Букстехуде сохранились в нотной коллекции Баха. При жизни Букстехуде были изданы два тома его сонат (еще семь сонат дошли до нас в манускриптах), а кроме того, сохранились многие его кантаты, ставшие образцом этого жанра для многих современных ему и последующих композиторов.

Филипп Херревеге

Московская публика уже знакома с тем, как фламандец Херревеге тонко и осторожно обращается с Бахом – несколько лет назад он уже приезжал на Пасхальный фестиваль. В этот раз Херревеге также не разочаровал: средствами небольшого хора – всего по три человека на каждую партию – и аутентичного ансамбля он воспроизвёл все нюансы баховских партитур. В полупустом зале им. Чайковского игра ансамбля приобретала какую-то завораживающую интимность. Именно так и исполнял свои кантаты Бах: с небольшим ансамблем и хором из двенадцати человек. Но Херревеге, в отличие от самого Баха, располагает рафинированным и высокопрофессиональным аутентичным ансамблем. Казалось, он играет для себя, отшлифовывает какие-то тонкие нюансы, в которые надо было вслушиваться и вдумываться.

Выходя на поклон, Херревеге скромно произнёс по-французски: «Спасибо Баху», чем вызывал восторг зрителей и бурные апплодисменты. И правда, несмотря на высочайший уровень самого Херревеге и солистов главной звездой вечера стал сам Иоганн Себастьян Бах, которого Херревеге в очередной раз тактично и вежливо преподнёс публике.

Асамбль Collegium Cartusianum основан в 1988 году и сегодня является одним из ведущих коллективов Германии, специализирующихся на историческом исполнительстве.  Репертуар ансамбля включает музыку от Монтеверди, Баха и Генделя до Моцарта, Шумана и Брамса.

Их совместная запись всех месс Моцарта вызвала большой резонанс в музыкальных кругах. «Исполнение Коронационной мессы можно поставить в один ряд с интерпретациями Маркевича и Караяна, Арнонкура и Пиннока», – отмечал критик  издания Grammophone.

Добавить комментарий