0

20 Август 2015

Абонемент №13 НФО России

8 декабря, 19:00, Концертный зал имени П. И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России

Дирижер – Кен-Давид Мазур (Германия)

Екатерина Мечетина

Екатерина Мечетина

Екатерина Мечетина (фортепиано)

Людмила Голуб (орган)

В программе:

  • Шуман

Увертюра «Манфред»

  • Сен-Санс

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вакханалия из оперы «Самсон и Далила»
Симфония № 3 (с органом)

Шуман, «Манфред»

Крупнейший английский поэт-романтик Джордж Ноэль Гордон Байрон(1788—1824), оказавший сильнейшее влияние на искусство XIX века, в драматической поэме «Манфред» (1817) создал образ нового героя, навсегда связанного с его именем. Одинокий, гордый, дерзкий, разочарованный в жизни и презирающий людей с их мелкими повседневными заботами, он бросает вызов и небу и аду. Он познал тайны природы, ему подвластны духи. Но ни знания, ни могущество не могут дать Манфреду единственного, чего он жаждет, — забвения. Его терзают воспоминания о прошлом, скрывающем какое-то страшное преступление. Манфред ищет смерти, но смерть бежит от него. Тогда он дерзает проникнуть в чертог владыки мертвых и заклинает богиню возмездия вызвать тень Астарты. Когда-то Манфред был счастлив с прекрасной Астартой, единственным существом на земле, родственным ему по духу. Но Астарта погибла, и погубила ее любовь Манфреда. Он ищет ее, терзаясь воспоминаниями о прошлом, среди горных вершин Швейцарии, среди альпийских водопадов. И вот теперь тень Астарты является ему и возвещает конец страданиям, близящуюся смерть. Напрасно ждет Манфред ответа на свои мольбы, полные страстного отчаяния: простила ли она его, встретятся ли они вновь, любит ли она его еще? В ответ доносится лишь тихое «Прощай». Умирающего героя посещает аббат, убеждая покаяться в грехах; слетаются демоны, чтобы завладеть его душой. Но Манфред остается непреклонным и умирает так же гордо, бесстрашно и одиноко, как жил.

Подобные герои нередки в произведениях Байрона. В них немало черт самого поэта, бросившего вызов великосветскому обществу, которое единодушно осудило его как распутника, мятежника, врага Англии и вынудило в 1816 году навсегда покинуть родину. Байрон сожалел лишь о разлуке со своей сводной сестрой Августой Ли, никогда ни в чем не упрекавшей, искренне любившей и понимавшей его. На эту любовь бросал страшную тень призрак инцеста — именно его увидели современники в темных, недосказанных, но трагических отношениях Манфреда и Астарты.

Байроновский «Манфред» был любимым произведением Шумана, и музыку к нему — увертюру и 15 небольших номеров — он написал быстро: за октябрь-ноябрь 1848 года в Дрездене.

Увертюра не рисует события поэмы или ее фон: образы природы, фея Альп, духи зла, аббат появляются лишь в последующих номерах. Увертюра — это портрет мятущейся души, картина сложного, противоречивого психологического мира героя. Шумана не привлекают гордый индивидуализм, титаническая мощь, богоборчество, сила разума байроновского персонажа. В музыке он предстает страдающим человеком, скитальцем, который жаждет покоя и ищет его в смерти, что неожиданно сближает этого Манфреда с героем вагнеровского «Летучего голландца», вышедшего на сцену за пять лет до создания музыки к поэме Байрона.

Кен-Давид Мазур — один из самых талантливых дирижеров молодого поколения, завоевавший блестящую репутацию по обе стороны Атлантики. Пресса писала о нем как об «авторитетном дирижере с безошибочной харизмой»(Leipziger Volkszeitung), называла «бесстрашным, смелым», полном «жизненной энергии» (San Diego Unio-Tribune).

В настоящее время Кен-Давид Мазур является главным приглашенным дирижером Мюнхенского симфонического оркестра, дирижером-ассистентом Симфонического оркестра Сан-Диего и Бостонского симфонического оркестра. Он выступал с Новым Японским и Израильским филармоническими оркестрами, Национальным оркестром Капитолия Тулузы, симфоническими оркестрами Нюрнберга, Дрездена, Омахи, Мемфиса, Хиросимы. Постоянно сотрудничает с Национальным филармоническим оркестром России.

Екатерина Мечетина

Одна из самых ярких звезд молодого поколения российских музыкантов, Екатерина Мечетина дает сольные концерты по всему миру и выступает с лучшими оркестрами России и Европы. Слушателей разных стран покоряет совершенство исполнительского мастерства пианистки, ее яркая творческая индивидуальность, а также удивительное артистическое обаяние.

Первый сольный концерт пианистка дала в возрасте 10 лет, а через два года уже совершила турне по городам Японии, где за месяц сыграла 15 сольных концертов с двумя разными программами (эти турне продолжались в течение 10 лет). С тех пор Екатерина побывала с выступлениями более чем в 30 странах мира. Сейчас она дает около 60 концертов в год.

Пианистка была удостоена престижной молодежной премии «Триумф» и Ордена Екатерины Великой III степени «За заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной культуры и искусства» от Национального комитета общественных наград. Обладательница Премии Министерства иностранных дел РФ и фонда «Российские музы — миру» «За вклад в формирование объективного образа России на международной арене» и Премии Президента России для молодых деятелей культуры за 2010 год «За вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и высокий уровень исполнительского мастерства». В 2011 году Екатерина Мечетина вошла в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России.

Людмилы Голуб

Сольные концерты Людмилы Голуб проходят в ведущих залах Москвы, Санкт-Петербурга и других городах России и ближнего зарубежья.

Органный репертуар артистки включает большую часть сочинений И. С. Баха, все органные опусы И. Брамса и В. А. Моцарта, произведения С. Франка и французских романтиков, сочинения для органа с оркестром Г. Ф. Генделя, А. Сальери, П. Хиндемита, Ф. Пуленка, О. Респиги, С. Барбера. Она исполняет множество произведений для хора и органа, среди которых три мессы и литургия А. Гречанинова, месса А. Дворжака, сочинения Ф. Мендельсона, Ч. Айвза, С. Франка, Ф. Пуленка, И. Брамса и других композиторов.

Людмилу Голуб привлекают проекты, соединяющие разные виды искусств. Несколько программ она исполнила с известным актером  Альбертом Филозовым, где наряду с музыкой звучали тексты хоралов и отрывки из Евангелия, а также было использовано световое оформление под руководством режиссера Андрея Хржановского. Это — «Органная книжечка И. С. Баха», «Музыка Рождества» (Бах, Мессиан) и «Концерт на Страстной неделе» (Бах, Дюпре).

Национальный филармонический  оркестр России

Художественный руководитель и главный дирижер — Владимир Спиваков.

Национальный филармонический оркестр России (НФОР) был учрежден в январе 2003 года Министерством культуры России по поручению Президента Российской Федерации В. В.Путина. В составе оркестра объединены лучшие представители оркестровой элиты и талантливые молодые музыканты. За годы активной творческой жизни НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических оркестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. В сезоне 2013/14 НФОР отмечает 10-летие со дня основания.

Добавить комментарий