0

5 Май 2015

Павел Федотов «Театр жизни» к 200-летию со дня рождения

image

25 февраля — 14 июня

Павел Андреевич Федотов (1815–1852) – живописец и рисовальщик, один из наиболее любимых русских художников, автор хрестоматийно известных картин. Федотова называли «русским Хогартом» и «Гоголем в красках». Он изображал «человеческую комедию» русского общества 1840-х годов в широком разнообразии «типов» и «положений». Задача крупнейшей выставки сезона в Третьяковской галерее – дать наиболее полное представление о наследии Федотова и познакомить зрителя с его личностью и судьбой.

Федотов видел себя продолжателем традиции нравоописательного искусства англичан У. Хогарта и Д. Уилки, французских рисовальщиков П.Гаварни и Ж.Гранвиля. В характере изображения деталей и тонкости живописной отделки художник ориентировался на малых голландцев.1830–1840-е годы – время творческого становления художника. Оно пришлось на период, когда русское искусство обратилось к широкой демократической аудитории, когда в обществе возрастал интерес к бытовому жанру и все большую активность демонстрировала сатирическая журнальная графика.

Третьяковская галерея хранит наиболее значимые, ключевые произведения Федотова. В свое время П.М.Третьякову удалось приобрести уникальную серию сепий с развернутыми сюжетными сценами, один из вариантов картины «Вдовушка», а также ряд рисунков.

Завтрак аристократа. 1849-1850

Впоследствии в собрание галереи вошли произведения из коллекций К.Т.Солдатёнкова, Ф.И.Прянишникова и других. Если живописные полотна художника (такие, как «Сватовство майора» или «Завтрак аристократа») украшают постоянную экспозицию музея, то графические работы экспонируются очень редко.

Знакомство с выставкой начинается с раздела, посвященного московским корням Федотова. Здесь представлены немногочисленные портреты его родных и акварели с видами Москвы. Впервые на выставке демонстрируется цикл рисунков из собрания Государственного Русского музея, в юмористическом тоне повествующий о рождении «гениального живописца» – так их автор иронизировал над своей судьбой, не предвещавшей художественного поприща.

Время от времени Федотов посещал вечерние Рисовальные классы Императорской Академии художеств и вскоре стал знаменит в своем кругу как полковой художник, рисовавший лучше всех сослуживцев. Оставив в 1844 году службу, Федотов посвятил себя искусству, в котором он видел средство преподавания обществу нравственных уроков. Десять лет жизни Федотова было отдано военной службе – окончив с отличием Московский кадетский корпус, куда его десятилетнего определил отец, он поступил в привилегированный лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге.

Разборчивая невеста. 1847

В центральном разделе выставки представлены главные жанровые произведения Федотова: серия сепий, четыре картины и сюжетные акварели «нравственно-критического рода». Они привнесли в русскую живопись бытовой жанр с острой фабулой, развитой драматургией.

Пространство картин построено по театральным законам, действия героев «отрежессированы». Архитектура экспозиции акцентирует этот характер федотовских композиций: действие картин «„Свежий кавалер“. Утро чиновника, получившего первый крестик», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора» и «Завтрак аристократа» протекает в единой зоне, напоминающей сценическую «коробку».

Знаменитое произведение «Вдовушка» обозначило поворот в творчестве художника от сюжетной занимательности к передаче внутреннего состояния и настроения персонажей. Его замысел был подсказан частной житейской историей – вдовством сестры Федотова.

Вдовушка. 1851-1852

Поздние работы художника свидетельствуют о нарастающем беспокойстве и болезненности его душевного состояния, приведшей к ранней кончине. В этих произведениях художник отказывается от развитого действия, живопись психологизируется, передает тревогу и смятение.Однако работа над полотном обернулась поиском новой образности, метафорического, а не повествовательного решения темы. В экспозиции представлены три варианта картины, в которых художник варьирует колорит, меняет типаж героини и отдельные детали, уходит от жанрового характера сцены, создает грустную элегию.

Так, в рисунках к полотну «Игроки» заметно меняется характер линии и штриха. В живописи картины «Анкор, еще анкор!» акцентируется роль светотени и цвета. Упрощаются контуры, лаконичнее становятся формы, лихорадочней штриховка и работа кистью, художественный образ рождается из цветовой экспрессии и тревожной атмосферы, пронизывающей полотно.

В отдельной части экспозиции представлены портреты кисти Федотова, считающиеся кульминацией в развитии русского интимного портрета. В них автор ставил своей целью запечатлеть искренний, откровенный камерный образ.

Монографическая выставка демонстрирует многообразие творческих интересов Федотова и тем самым позволяет зрителям понять, что его искусство выходит далеко за границы иронии, сатиры и критического реализма.

Адрес: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12

Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

Режим работы:

  • вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
  • (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
  • четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
    (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
  • выходной — понедельник

РЕЖИМ РАБОТЫ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

1-3 и 5-10 мая - экспозиции и выставки открыты ежедневно в обычном режиме

4, 11 мая - экспозиции и выставки открыты для посещения до 18.00 (кассы и вход до 17.00)

В данной статье использовался материал с сайта: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions5143/

Добавить комментарий