0

6 Февраль 2015

Абонемент №18 Дирижирует Геннадий Рождественский. Моцарт и…

21 мая , 19:00, Концертный зал имени П. И. Чайковского

Государственная академическая симфоническая капелла России

Дирижер – Геннадий Рождественский

Виктория Постникова

Виктория Постникова

Виктория Постникова (фортепиано)

В программе:

  • Моцарт

Короткая месса ре минор, К 65
Торжественная месса «Белый дом», К 139

  •  Пярт

Концерт для фортепиано с оркестром и хором (Lamentate)
Симфония № 1

Арво Пярт – один из самых глубоко мыслящих и духовных авторов нашего времени, художник большой внутренней убежденности и суровой простоты. Впервые известность он получил в 50-е годы, сочиняя в стиле модного неоклассицизма, затем экспериментировал со всем арсеналом авангарда – серийной техникой, сонорикой, полистилистикой; одним из первых среди советских композиторов обратился к алеаторике и коллажу.

С начала 1970-х композитор активно занимался изучением стариной музыки в сотрудничестве с ансамблем «Hortus musicus». Знакомство с григорианским пением и средневековой полифонией определило направленность творческой эволюции композитора в сторону диатоники, модальности и благозвучия. «Григорианское пение научило меня, какая космическая тайна скрыта в искусстве комбинирования двух, трех нот», – подчеркивал композитор. Отныне сочинение музыки становится для Пярта родом высшего служения, смиренного и самоотреченного.

Свой новый стиль, основанный на простейших звуковых элементах, композитор назвал tintinnabuli (лат. колокольчики) и охарактеризовал его как «бегство в добровольную бедность». Однако его «простая», «бедная» и внешне монотонная музыка сложна и структурно тщательно выстроена. Композитор неоднократно высказывал мысль, что не только музыкой, а и космосом движет число, «и это число, мне кажется, – единица. Но оно скрыто, к нему нужно идти, угадывать, иначе мы потеряемся в хаосе». Число для Пярта является не только философской категорией, но и определяет пропорции композиции и формы.

Первые же произведения середины 70-х, созданные в стиле «новой простоты» — Arbos, Fraters, Summa, Tabula rasa и другие принесли Пярту мировую известность и широко исполняются. После эмиграции из Советского Союза (1980) Пярт живет в Берлине и пишет почти исключительно духовную музыку на традиционные католические и православные тексты.

Геннадий Рождественский – яркая личность и могучий талант, гордость русской музыкальной культуры. Каждый этап творческой деятельности всемирно признанного музыканта – это грандиозный раздел культурной жизни современности, направленный на служение Музыке, «миссии несения Красоты» (по его собственному выражению).

Заслуги Г. Н. Рождественского перед искусством отмечены почетными званиями: народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии. Геннадий Рождественский  – Почетный член Шведской Королевской академии, Почетный академик Английской Королевской академии музыки, профессор. Среди наград музыканта: болгарский орден Кирилла и Мефодия, японский Орден Восходящего Солнца, российский орден «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени. В 2003 г. Маэстро получил звание Офицера Ордена Почетного Легиона Франции.

Геннадий Рождественский  – блестящий симфонический и театральный дирижер, пианист, педагог, композитор, автор книг и статей, великолепный оратор, исследователь, реставратор многих партитур, тонкий ценитель живописи, знаток литературы, страстный коллекционер, эрудит. «Полифония» интересов Маэстро проявилась в полной мере в «режиссуре» его ежегодных абонементных программ с Государственной академической симфонической капеллой России, проводимых Московской филармонией уже более 10 лет.

Виктория Постникова

Одна из крупнейших пианисток современности, народная артистка России давно завоевала мировое признание. За свою более чем 30-летнюю исполнительскую деятельность она не раз покоряла такие международные музыкальные центры, как Москва, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Рим, Токио и Буэнос-Айрес.

Исключительная природная музыкальная одаренность, темперамент и блестящая техника, высочайшая культура исполнения и стремление к глубокому, максимально полному постижению творчества наиболее близких ей великих мастеров – все это выделяет пианистку среди многих современников. Благодаря горячей интенсивности ее исполнительского стиля, мировая критика часто называет ее «Рихтером среди женщин-пианисток».

Виктория Постникова принимала участие в многочисленных гастролях российских симфонических оркестров в Европе и Японии; Оркестра ВВС в Австралии, Венского симфонического оркестра в Южной Америке.

Разносторонние творческие интересы пианистки проявляются и во внимании к камерному исполнительству, о чем свидетельствуют ее незабываемое выступление в Москве в сонатном ансамбле со скрипачом Иегуди Менухиным и концерты в фортепианном дуэте с Геннадием Рождественским, ее супругом, с которым пианистка исполняет оригинальные и редко звучащие произведения. Среди многочисленных записей Постниковой – полное собрание сочинений для фортепиано Чайковского, записанное для французской фирмы «Эрато», полное собрание сочинений для фортепиано Мусоргского, «Песни без слов» Мендельсона, все концерты для фортепиано с оркестром Прокофьева.

Государственная академическая симфоническая капелла России — уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность. С 1992 года художественным руководителем и главным дирижером ГАСК является Валерий Полянский.

Добавить комментарий