0

13 Январь 2015

Пауль Клее: «Ни дня без линии». Выставка в ГМИИ им. Пушкина

image

Есть логика в том, что я начинаю с хаоса, и это наиболее естественное начало.                                                                                                П. Клее. Дневники

Пауль Клее (1879-1940) — немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда.

Можно сказать, что графический эксперимент Пауля Клее обращен к созданию формаций чистой видимости, в каждой из которых, как своей естественной среде, проявляется способ видения, независящий от видящего. Видимость эта дофигурна, допространственна, современна. Иначе говоря, первая ошибка в восприятии полотен Клее может заключаться в том, что мы пытаемся созерцать их, соотнося с той пространственной рамкой, которой, как нам представляется, мы владеем. Клее же открывает другие рубежи живописи, — может быть, даже то, что можно назвать не-живописью в живописи, но не в смысле отрицательного значения частицы «не», а в смысле позитивном, утверждающем живопись там, где она не-живопись — где она становится живописью.

Изображение освобождается от функций репрезентации, теряет свою, и без того хрупкую, исчезающую, связь с изображаемым. В поле изобразительных знаков и их «случайных» геометрий вступают не вещи, не бытие или мир отраженный, а силы, становления сил. Словно повторяя слово в слово формулу Ницше, Клее утверждает: «…становление более важно, чем бытие».

Каждое произведение Клее есть топологический образ, но не потому, что оно представляет собой отдельный и уникальный набор наборов, т.е. не потому, что в нем не по правилам применяются различные точные приемы, как если бы точные приемы применялись неточно. Графика Клее при всей экономии выразительных средств (намеренной экономии) вовсе не облегчает пути восприятия. Напротив, проявляет себя чередой запретов, которые мы еще должны будем описать.

Беспомощное и совершенно наивное вопрошание: на что похожи эти тончайшие конструкции людей, птиц, животных, вод, пустынь и т.п. и что это может означать или какой смысл этому можно придать?

ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые в России представляет монографическую выставку, посвященную жизни и творчеству Пауля Клее. В экспозиции, приуроченной к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией, показано более 150 произведений из коллекции Центра Пауля Клее в Берне, Фонда Бейелера в Базеле и других собраний Швейцарии. Зрители смогут увидеть произведения живописи и графики, созданные мастером в разные периоды творчества, а также уникальные артефакты, среди которых композиции-гербарии, инструменты и фотографии из мастерских Пауля Клее, куклы, участвовавшие в импровизированных представлениях кукольного театра в доме художника.

Выставка проходит 16.12.2014 – 01.03.2015 в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.

Расписание сборных экскурсий по выставке:
Среды января-февраля, начало в 18.00:

21 января
28 января
4 февраля
11 февраля
18 февраля
25 февраля

 

Материалы взяты из книги: Подорога В. «Феноменология тела. Введение в философскую антропологию.»
М., Ad Marginem, 1995, с. 181-207.

Добавить комментарий