0

6 Ноябрь 2014

Аристарх Лентулов. «Плоть вещей»

image

Аристарх Лентулов – один из главных русских живописцев ХХ века. Вместе с Петром Кончаловским, Михаилом Ларионовым, Ильей Машковым он основал объединение «Бубновый валет» и был его постоянным участником. При всей известности Лентулов в наши дни определенно не получает заслуженного внимания.

О нем написана всего одна современная научно-популярная книга (Е.Б.Мурина, С.Г.Джафарова «Аристарх Лентулов», 1990, М., «Советский художник»), не существует систематического каталога его живописи и графики, а последняя ретроспектива прошла 27 лет назад. Понимая, что никакие репродукции в альбомах не могут отразить живописное великолепие произведений Аристарха Лентулова, а два-три шедевра в экспозиции Третьяковки – еще не весь художник, и есть смысл продвинуть представление о нем широкой аудитории дальше «Собора Василия Блаженного», галерея «Наши художники» взялась за создание выставки.

Неутомимый экспериментатор, в 1910-е годы Лентулов исследовал целый ряд новейших течений. Его работы, датированные десятым годом, – мощные образцы экспрессионизма, созданные параллельно опытам этого направления в немецкой живописи. Яркие краски, размашистое письмо, ломкие контуры, рваный ритм, гиперболизация свойственны диптихам «Мужчины и женщины» и «Снятие с креста», работам «Распятие», «Грек», «Три мужские фигуры», «Чемоданы. Натюрморт». Все эти работы участвовали в первых выставках «Бубнового валета» и неумолимо стали «пощечиной общественному вкусу». Так, диптих «Мужчины и женщины» бросал вызов не только живописной манерой, но и по сути, изображая одетых женщин и голых мужчин. Картина «Распятие» вообще была удалена с выставки цензурой. Цветовая энергия, крупномасштабность, ритмическая и пластическая выразительность, а часто – задор и ирония, станут отличать и последующие картины мастера.

Переживание явления в моменте, экстаз от увиденного, будь то портрет, пейзаж, натюрморт – вот, что мотивировало творчество Лентулова. «Прекрасная плоть вещей», которую Яков Тугендхольд видел в сюжетах картин художника, была отражением его страстного темперамента, и сила впечатления оставляла нам слепки его безудержного воображения, создавая совершенную художественную форму. 
Его мало интересовала фактура и плотность изображаемых предметов, его волновала эфемерная плоть впечатления, ее он и считал необходимой переносить на холст. Именно способность видеть суть вещей и явлений отличает великого живописца от рядового.
Будучи необычайно одаренным художником, Аристарх Лентулов не создал своей авангардной теории, но выступил великим экспериментатором и дал русскому модернизму неповторимую «лентуловскую» интонацию.

Выставка проходит в галерее «Наши Художники» до 21 декабря 2014 по адресу:
Москва, Сеченовский пер., д. 2
м. Кропоткинская, Парк культуры

Добавить комментарий