0

26 Октябрь 2014

Пекинская опера

image

Всегда смотри на вещи со светлой стороны, а если таковых нет — натирай тёмные, пока не заблестят.

Китайская пословица

Станиславский, Островский, Брехт, Шекспир, Грибоедов, Европейский театр, Русский театр — каждый образованной человек в своей жизни читал, смотрел или слушал произведения этого искусства! Экспрессия, игра как жизнь, чувства и эмоции, пробуждаемые актерами в Вас — мы неравнодушно вспоминаем об этом , а иногда наше тело покрывается мурашками- настолько тронула нас игра актером и мысль действа.


А много ли мы знаем о театральном и оперном искусстве Востока?

Не так давно мне довелось смотреть спектакль пекинской оперы на тему одной из известнейших сказок, «Легенда о белой змее». В честь 120-летия Мэй Ланьфаня, одного из четырех великих дань пекинской оперы( актеров, игравших женское амплуа в Москве, и в Питере состоялись выступления знаменитой пекинской оперы. С 1722 по 1950 года в Китае существовал запрет на исполнение театральных ролей женщинами).
Мэй Ланьфан знаменит так же тем, что его нововведения легли в основу Школы Мэя – уникальной восточной системы театрального искусства, которая вместе с русской системой Станиславского и немецкой системой Брехта составляет три великие театральные системы мира.
Под руководством Мэя Ланьфаня пекинская опера гастролировала по США, Европе, а так же по СССР. В СССР спектакли Мэй Ланьфана посетили знаменитые представители театра и кино первой половины ХХ века: Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Сергей Третьяков, Эдвард Гордон Крэг, Константин Станиславский, Сергей Эйзенштейн и Бертольт Брехт. По словам очевидцев, на дополнительном спектакле в Москве, который продолжался до 3 часов ночи, восхищенная публика 18 раз вызывала Мэй Ланьфана на бис.
Школу Мэя называют соединительным звеном между Востоком и Западом, сам Мэй о гастролях говорил так :

«С одной стороны – я хочу представить традиционную китайскую оперу за границей, а с другой стороны – использую эту возможность, чтобы изучить зарубежное театральное искусство и обогатить наши традиции».


Поездка Мэя имеет важнейшее историческое значение для развития театра!
Представьте, встреча трех мировых театральных школ в лице Мэя Ланьфаня, Владимира Немировича-Данченко,Бертольда Брехта , состоялась в Москве после завершающего спектакля в Москве. На встрече обсуждались впечатления от китайского драматического искусства и возможность применения восточных техник в западном театре. Именно тогда Бертольт Брехт впервые применил термин «эффект отчуждения», который впоследствии лег в основу его теории эпического театра.
Культурный диалог между Востоком и Западом во многом обусловил дальнейшее развитие теории и практики театра.

Китайское сценическое искусство имеет много интересных особенностей.
В традиционном китайском театре отсутствовала дифференциация на жанры. Актер такого театра должен был владеть в равной степени пантомимой, боевым искусством, танцами и песнями, выразительностью речи и жестами.
Каждая группа ролей имеет разработанные до мельчайших подробностей приемы сценической выразительности . Игра жестов играет важную роль в выступлении актера — руки «отрицающие», «плачущие», «хватающие» и т.д. Пластика актера отточена в позах. Например, гражданский положительный герой при ходьбе выбрасывает несгибающиеся ноги в стороны и при этом поглаживает бороду; военный положительный герой ходит «тигровыми шагами» — как бы скользит и застывает на месте, ускоряя темп движения во время ухода со сцены; «почтенная матрона» при ходьбе не должна отделять от сцены ног, «обольстительная красавица» переступает, плотно сжав колени; «комик» обладает торопливой и крадущейся походкой.
Внешний облик актера играет важнейшую роль в представлении, над этим работают многие художники, гримеры, костюмеры, ювелиры и прочие. Для изображения той или иной роли существуют и свой наряд, и особый грим, и особый цвет лица.

Одежда императора состоит из халата желтого цвета, на котором вышит дракон. Одежда высокопоставленных чиновников темно-красного цвета, на простых чиновниках костюмы других цветов (зеленый, синий – в зависимости от их ранга и титула). Злые и жестокие люди ходят в черных, чиновники с дурным характером — в голубых костюмах, военачальники облачены в боевые доспехи, простой народ одет, согласно своему социальному положению.
Фасон, цвет и украшение на одежде имеют символическое значение. Например, дракон украшает только одежду императора и означает величие, на одежде военачальников вышиты изображения тигра или леопарда, обозначающие храбрость и мужество, на одежде простых людей ,в основном, вышиты орхидеи, хризантемы и др., обозначающие благовоспитанность, одежду советников и мудрецов украшают знаки даосима.
Символика грима тоже о многом говорила зрителям: прямодушные, преданные и стойкие люди имеют красное лицо; черный цвет указывает на прямоту, серьезность, несговорчивость, силу, грубость персонажа, белый — изобличает злодейство, синий – символ твердости и храбрости, фиолетовый – храбрости и решительности, желтый – жестокости и коварства. С зеленым лицом появляются демонические персонажи, зеленые лица также указывают на героев упрямых, импульсивных и полностью лишенных самообладания.

Китайское искусство и культура во многом для нас загадка, хотя современный мир дает все больше возможностей для исследований и развития.

Дополнительная информация:

Китайский театр http://www.asia-business.ru/military/culture/theater/

Макияж глаз актеров http://makiyazhglaz.com/novosti-o-makiyazhe-glaz/postigaya-tayny-pekinskoy-opery

Мэй Ланьфан и Эйзенштейн http://youtu.be/WFBZ-rK_9fA

Пекинская опера http://www.youtube.com/watch?v=M3nk6EspBn4 http://www.youtube.com/watch?v=C2kL4VKiAHs 

Добавить комментарий