0

6 Май 2014

Роберт Шуман

 

Роберт Шуман был не только композитором, но и блестящим литератором-публицистом, проницательным критиком, общественным деятелем и ярким мыслителем своего времени.

robert_schumann

И это, безусловно, сказалось на музыке. Его произведения, не отягощённые программой, без слов, чисто инструментальные,  все равно всегда связаны с каким-нибудь романом, или пьесой, или просто с писателем. Яркий пример тому – «Крейслериана».  Это произведение названо в честь капельмейстера Крейслера, героя романа Эрнста Теодора  Амадея Гофмана.

Роберт Шуман — Крейслериана Соч. 16 — 1


Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста, а в возрасте 10 лет начал сочинять, в частности, хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Дж. Байрона и  Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана. В детстве он приобщился к профессиональной литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Серьёзно увлекался филологией, выполнял предыздательскую корректуру большого латинского словаря. А школьные литературные сочинения Шумана написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов. В определённый период юности Шуман даже колебался, избрать ли ему поприще литератора или музыканта.

В 1828 году он поступил в университет в Лейпциге,  Он по настоянию матери планировал стать юристом, но музыка всё больше затягивала юношу. Его влекла идея стать концертирующим пианистом. В 1830 году он получил разрешение матери полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф. Вика и композиции у Г. Дорна.

В его сочинениях музыка вытекает из литературных образов,  а стало быть, подчиняется логике скорее литературной, чем чисто музыкальной. Поэтому все его ранние циклы стилистически очень прихотливы, и почти всегда в них что-то зашифровано. Для музыкального воплощения своей склонности к фантазированию в литературных образах Шуман избрал форму фортепианного цикла. Череда пьес разнообразных по настроению и фактуре напоминает сюиту.

В 1831 году был написан один из  первых фортепианных циклов Шумана  «Бабочки». Он состоит из интродукции и 12 коротеньких пьес. Венчает сочинение развёрнутый картинный финал, в котором, как в театральной пьесе, появляются разные характеры. Здесь Шуман цитирует гросфатер и умело вплетает другие танцевальные ритмы.

Шуман очень любил мистифицировать слушателей. Иногда он действительно что-то цитировал, иногда просто делал вид, что цитирует, а на самом деле, придумывал нечто сам. Но практически во всех ранних его сочинениях есть некая тайна. Одно из главных произведений Шумана – это, конечно, «Карнавал». Полное название этого сочинения звучит так: «Маленькие сцены на четыре ноты» для фортепиано. Вначале  «Карнавал» задумывался композитором как вариации на Сентиментальный вальс Франца Шуберта, однако, Шуман не стал их не дописывать и многое из того материала вошло в уже известный нам цикл. Он включает в себя 21 пьесу с именными программными заголовками, например, «Эвсебий», «Паганини», «Киарина», которые есть не что  иное, как музыкальные портреты, зарисовки. Сам же цикл воспринимается как маскарад, где все герои, в том числе и автор, Роберт Шуман, появляются в масках. Возможно, первым в мире Шуман здесь применяет настолько изысканное интеллектуальное цитирование стиля.

Роберт Шуман — Карнавал Киарина

В творчестве этого композитора нет разделения на легкую и серьезную музыку. Он писал одинаково старательно всё. Зато, в его творчестве есть разделение на музыку для детей и взрослых. Его знаменитый «Альбом для юношества» до сих активно используется в практике детских музыкальных школ. Наряду с музыкой, не отягощённой излишней смысловой нагрузкой,  у Шумана есть опусы – прорывы в неизведанное. Как, например, его Четвёртая симфония, особенно вторая её часть. К астральным вершинам нас уводит её божественно прекрасная мелодия.

Правда мысль о карьере профессионального пианиста пришлось оставить после того, как Шуман повредил руки во время музицирования. Тогда Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя поддержку в лице Фридриха Вика, Людвига Шунке и Юлиуса  Кнорра, Шуман смог в 1834 году основать одно из влиятельнейших в дальнейшем музыкальных периодических изданий — «Новую музыкальную газету» , которое на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нём свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве, с так называемыми филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и бюргерства. Им, кстати была посвящена одна из частей карнавала — марш Давидсбюндлеров против Филистеров.

Роберт Шуман — Карнавал . Марш Давидсбюндлеров Против Филистеров

В октябре 1838 года композитор переехал в Вену, однако уже в начале апреля 1839 года вернулся в Лейпциг. В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году,  в церкви в Шёнфельде  состоялось бракосочетание Шумана с дочерью его учителя, выдающейся пианисткой — Кларой Жозефиной Вик. В год бракосочетания Шуманом было создано около 140 песен. Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учреждённой в 1843 году  Ф. Мендельсоном.

В 1844 году Шуман вместе с супругой отправился в гастрольную поездку в Санкт-Петербург, где их принимали с большим почётом. В том же году Шуман переезжает из Лейпцига в Дрезден. Там впервые проявились признаки нервного расстройства. Лишь в 1846 году Шуман поправился настолько, что был в состоянии снова сочинять.

В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Однако вскоре там начались размолвки, и осенью 1853 года контракт не был возобновлен. В ноябре 1853 года Шуман вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали «с радостью и с почестями». Главное удивительное свойство Роберта Шумана – и человеческое и музыкальное – это дуализм, биполярность, раздвоение личности. Увы, как мы знаем, это плохо кончилось. Раздвоение личности – это главный признак шизофрении. Шуман умер в психиатрической лечебнице 29 июля 1856 года.. Дверь в будущее он открыл, заплатив высокую цену собственной жизни.

 

А знаете ли вы?

Переусердствовал

Шуман настолько прилежно занимался на фортепиано, что придумал и хранил в тайне специальное устройство для разработки рук: он прикреплял к потолку бечевку и, привязав ею средние пальцы рук, играл самые трудные упражнения. Чрезмерное напряжение пальцев привело к… растяжению сухожилий и пальцы утратили способность двигаться. Испугавшись, Шуман обратился к врачу. После искусного лечения он вновь стал владеть руками, но теперь Шуман мог играть только самые нетрудные вещи. Увы, он вынужден был навсегда отказаться от мечты стать пианистом-виртуозом и потому вынужден был стать «всего-навсего» композитором…

Маленькая мистификация

В молодости Шуман был мастером на разные забавы и невинные проказы. Однажды по дороге из Лейпцига в Гейдельберг Шуману очень захотелось поиграть на рояле. Не долго думая, он заходит в дорогой музыкальный салон и говорит:
- Я гофмейстер молодого английского лорда, — Шуман назвал первое попавшееся имя, — лорд желал бы приобрести хороший дорогой рояль.
Очень обрадованный хозяин магазина стал предлагать Шуману поиграть на лучшем рояле, что композитор не замедлил сделать. Но лучший инструмент его не удовлетворил, Шуман перешел к следующему инструменту, потом к следующему… Так он играл три часа, окруженный глазеющими и аплодирующими зеваками. Вдоволь наигравшийся композитор поблагодарил владельца магазина и сказал, что через два дня даст ответ, купит ли лорд рояль. Но через два дня Шуман был уже далеко.

Хотелось бы познакомиться…

Шуман всегда беспечно относился к собственным творениям. Лишь только сочинение было закончено, оно утрачивало для композитора и всякий интерес. Зачастую Шуман настолько забывал о собственных сочинениях, что со временем не узнавал их. Однажды ему показали ноты одной из недавно сочиненных им песен, ноты были переписаны копировальщиком. Шуман воскликнул:
- Появился довольно сносный сочинитель. Это весьма милая песенка. Интересно, кто ее написал?

Не портите музыку!

Как-то раз, гуляя по парку в своем родном городе Цвиккау, Шуман присел на скамейку и принялся насвистывать одну из своих мелодий.
- Послушайте, сударь, — возмущенно сказал ему сосед по скамейке. — Ведь это же мотив из «Карнавала» нашего высокочтимого Роберта Шумана. Если у вас нет слуха, и вы не можете ее не перевирать, то и не свистите… Ваш свист действует мне на нервы.

Помолчим от души

Неразговорчивость Шумана была общеизвестна. Однажды на каком-то музыкальном вечере он встретился со своим давним другом и учителем Генрихом Дорном. В конце вечера Шуман с сожалением в голосе заметил:
- Как жаль, что за весь вечер нам так и не удалось поговорить…
- Я приду в другой раз, — утешил Дорн.
- Замечательно! Вот уж тогда мы с тобой вволю намолчимся! — рассмеялся Шуман.

Добавить комментарий