0

6 Май 2014

Дмитрий Шостакович

image

Когда заходит речь о композиторах 20 века, нельзя не упомянуть про одного из самых талантливых музыкантов СССР – Дмитрия Шостаковича, чья  активная музыкальная деятельность продолжалась  и в годы  войны. 

Романс из к/ф «Овод»


Ранний период творчества

Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Начал сочинять с 9 лет. В 1919 поступил в Петроградскую консерваторию, где его педагогами были по классу фортепиано А. Розанова и Л. Николаев  и по классу композиции М. Штейнберг. Ранние произведения Шостаковича — «Фантастические танцы» и другие пьесы для фортепиано, скерцо для оркестра, «Две басни Крылова» для голоса с оркестром и др. отмечены влиянием школы Н. Римского-Корсакова.

Первым по-настоящему оригинальным произведением Дмитрия Шостаковича стала его дипломная работа — симфония №1; после ее премьеры в Ленинграде в 1926 году критика заговорила о Шостаковиче как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке вследствие эмиграции Рахманинова, Стравинского, Прокофьева.

В том же 1926 в творчестве Дмитрия Шостаковича обозначился сдвиг от сравнительно традиционного языка симфонии к смелым стилистическим экспериментам, до которых еще просто не доходили руки официальной идеологии.

В симфониях №2 («Октябрю» с хором, 1927) и №3 («Первомайской» с хором, 1929) крайне радикальный по тому времени музыкальный язык ставится на службу пропагандистским задачам. Вершина раннего Дмитрия Дмитриевича — опера «Нос» (по одноименной повести Гоголя), написанная в 1928 и поставленная в Ленинграде в 1930. Среди источников, повлиявших на концепцию «Носа», выделяются спектакль «Ревизор» в постановке В. Мейерхольда, опера австрийского композитора А. Берга «Воццек». В этот же период Шостаковичем были созданы соната №1  и цикл «Афоризмы»  для фортепиано, балеты «Золотой век»  и «Болт», а также ряд экстравагантных партитур для театра и кино. В ряду его ранних произведений особняком стоит романтически утонченный вокальный цикл «Шесть романсов на слова японских поэтов». В 1928 Дмитрий Шостакович работал заведующим музыкальной частью Театра имени Мейерхольда, в 1930-1933 — заведующим музыкальной частью Ленинградского Театра рабочей молодежи. В 1927 он принял участие в 1-м Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, где был удостоен почетного диплома.

От «Леди Макбет Мценского уезда» к симфонии №5

В 1932 Дмитрий Дмитриевич завершил работу над партитурой своей второй оперы — «Леди Макбет Мценского уезда». Сюжет одноименной повести Н. Лескова был переосмыслен Шостаковичем как драма незаурядной женской натуры в условиях несправедливого общественного устройства. Сам автор назвал свою оперу «трагедией-сатирой». В ее музыкальном языке гротеск в духе «Носа» сочетается с элементами русского романса и протяжной песни. В 1934 опера была поставлена в Ленинграде и Москве, шла под названием «Катерина Измайлова»; затем последовал ряд премьер в театрах Северной Америки и Европы. Поначалу советская критика почти единодушно оценила новую оперу Шостаковича как замечательную победу советского музыкального театра.

Среди произведений, написанных Дмитрием Шостаковичем в течение 1932-1935 годов, выделяются 24 прелюдии для фортепиано, концерт №1 для фортепиано с оркестром, соната для виолончели и фортепиано, а также музыка к фильму «Встречный» со знаменитой «Песней о встречном» (в 1945 ее мелодия на короткое время стала гимном ООН). В 1935-1936 годах Дмитрий Дмитриевич работал над монументальной симфонией №4, в которой особенно ощутимо воздействие симфонизма Г. Малера, одного из его самых любимых композиторов (наряду с Бахом, Бетховеном  и Мусоргским).

Между тем над Шостаковичем сгущались тучи. В  1936 спектакль «Катерина Измайлова» посетил Сталин. Опера шокировала диктатора, чей вкус был воспитан на популярной классике; его реакция нашла свое выражение в редакционной статье «Сумбур вместо музыки», опубликованной в «Правде» и на долгие годы определившей пути развития советской музыки. Спустя несколько дней «Правда» напечатала еще одну редакционную статью на музыкальную тему — «Балетная фальшь»; на этот раз уничтожающей критике был подвергнут балет Шостаковича «Светлый ручей» (1935).

После статей «Правды» большинство произведений Дмитрия Шостаковича, написанных до 1936 года, практически исчезло из культурного обихода страны. Композитор был вынужден отменить назначенную на осень 1936 премьеру симфонии №4 (впервые она была исполнена в 1961). «Катерина Измайлова» была «реабилитирована» на родине только в 1962. Сочинения 1920-х годов (за исключением симфонии №1 и некоторых миниатюр) не исполнялись в СССР вплоть до середины 1960-х годов, а «Нос» был возобновлен только в 1974.

Осенью 1937 в Ленинграде состоялась премьера симфонии №5, которую исполнил оркестр под управлением Е. Мравинского. В советской печати это произведение, написанное относительно традиционным музыкальным языком, было благосклонно охарактеризовано как «творческий ответ художника на справедливую критику».

От 1937 к 1953

Годы между 1937 и 1941 выдались для Дмитрия Шостаковича сравнительно безоблачными. На фашистское нашествие Шостакович откликнулся симфонией №7 (1941), посвященной городу Ленинграду и получившей всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.

Трагические переживания, связанные с войной, и надежды на послевоенное обновление отразились в наиболее значительных произведениях 1942-1944 годов: сонате для фортепиано №2, симфонии №8, фортепианном трио, струнном квартете №2; как обобщающее размышление о прошедшей войне воспринимается монументальный струнный квартет №3 (1946). В 1948 было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере В. Мурадели «Великая дружба», в котором музыка крупнейших советских композиторов — в том числе Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна — объявлялась «формалистической» и «чуждой советскому народу». Новая волна нападок на Шостаковича в прессе значительно превзошла ту, что поднялась в 1936. Вынужденный подчиниться диктату, Дмитрий, «осознав ошибки», выступил с ораторией «Песнь о лесах» (1949), кантатой «Над Родиной нашей солнце сияет» (1952), музыкой к ряду фильмов исторического и военно-патриотического содержания и др., что отчасти облегчило его положение. Параллельно сочинялись произведения более высокого художественного достоинства — концерт №1 для скрипки с оркестром, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (оба 1948), струнные квартеты №4 и №5 (1949, 1952), цикл «24 прелюдии и фуги» для фортепиано (1951); за исключением последнего, все они были исполнены только после смерти Сталина.

Последнее двадцатилетие

Эпоха «оттепели» в советской музыке символически открылась Симфонией № 10 Шостаковича (1953), а вслед за ней в творчестве Дмитрия Дмитриевича наступил кризис, продлившийся несколько лет. Даже лучшие его произведения середины 1950-х годов — «Праздничная увертюра» для оркестра (1954), музыка к фильму «Овод» со знаменитым «Романсом» (1955), струнный квартет №6 (1956) — написаны в облегченном стиле.

Творчество Шостаковича последнего двадцатилетия его жизни неоднородно и неоднозначно. И хотя несколько конъюнктурный характер носят созданная в 1957 симфония № 11 «1905 год», симфония № 12 «1917 год», посвященная памяти Ленина (1961), симфоническая поэма «Октябрь» (1967), цикл хоровых баллад «Верность» (1970), все же и в этих произведениях Дмитрию удавалось оставаться самим собой. А в произведениях на стихи Е. Евтушенко — симфонии №13 для баса и мужского хора с оркестром (1962) и вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина» (1964) — проступали явные черты свободомыслия.

Но истинный масштаб позднего Шостаковича проявляется прежде всего в удивительной серии автобиографических партитур, каждая из которых представляет собой опыт прощания с прожитой, исчерпавшей себя жизнью. Эту серию скорбных «автоэпитафий» составляют cтрунный квартет №8 (1960), симфония №14 для сопрано, баса и камерного оркестра, симфония №15 (1971), струнный квартет №15 (1974).

Во всех названных произведениях Шостаковича широко используются мотивы-символы, в функции которых порой выступают цитаты из более ранних партитур самого композитора или из музыки других авторов. Отчаяние, протест, трагическая отрешенность определяют эмоциональный климат струнных квартетов №7 (1960) и №№ 9-14 (1964-1973), сонаты для скрипки и фортепиано (1968), вокальных циклов на стихи Блока (1967) и Цветаевой(1973), концертов для виолончели с оркестром (1959, 1966), концерта №2 для скрипки с оркестром (1967). Тогда же был написан ряд произведений юмористического характера («Сатиры» на стихи Саши Черного, 1960, 5 романсов на слова из журнала «Крокодил», 1965, «4 стихотворения капитана Лебядкина» на слова из романа «Бесы»Ф. М. Достоевского, 1974).

Композитор на обложке журнала Time (1942 -1943)

А Знаете ли вы?

 «Бездарность» и первая слава

Дмитрий Шостакович начал писать в девятилетнем возрасте. Это и не удивительно, в доме все было пропитано музыкой (его отец любил исполнять романсы). Однако, в маленьком Мите не сразу рассмотрели будущего великого композитора. Однажды его игру услышал Александр Зилоти, который учился у самого Ференца Листа и был наставником у Рахманинова. Зилоти остался недоволен и сказал, что Шостакович как композитор ничего не добьется: «Карьеры он себе не сделает. Музыкальных способностей нет». Хотя уже в тринадцать лет Шостакович поступил в консерваторию. А уже через шесть лет о нем заговорили как о новом «зрелом» композиторе после того, как он представил свою дипломную работу «Симфонию №1». На тот момент ему было всего 19 лет.

 Загадка «Ленинградской» симфонии

Несмотря на то, что симфоний было написано пятнадцать, наиболее известной стала седьмая, которая впервые прозвучала в годы войны в блокадном Ленинграде и получила название «Ленинградской». Ее всегда трактовали как произведение, рисующее ужасы войны, фашизма и стойкость советского народа. Однако, симфонию Шостакович начал писать задолго до начала Великой Отечественной. И позже Шостакович признавал, что он писал симфонию в целом о тоталитарном режиме, к которому относил не только фашизм.

 Человек с обложки Time

В 1942 -1943-ем – в США симфония прозвучала с концертных площадок 65 раз. Не многие могут похвастать подобным фактом, но именно в этот период композитор попал на обложку журнала Time. Изображен он был в пожарной каске, как символ сопротивления народа гитлеровской армии.

 Признание и гонения

С советской властью у Шостаковича были сложные отношения. Не секрет, что в его квартире у порога всегда стоял чемоданчик, на случай если за ним приедут. За ним не приезжали, но прессинг был. И репрессии по отношению к его семье. Его сестру сослали в Среднюю Азию, а ее супруга арестовали, тещу Шостаковича отправили под Караганду. А сам Дмитрий Дмитриевич, по некоторым сведениям, в списках НКВД значился сторонником троцкизма. Многие его друзья оказались или в концлагерях, или были расстреляны. И в 1936-ом году над Шостаковичем сгустились тучи. Постановка «Катерина Измайлова» не понравился Сталину. Он назвал это «сумбуром вместо музыки». После этого на композитора посыпалась критика. Его заподозрили в заговоре с маршалом Тухачевским против Сталина. Его допрашивали в «Белом доме», но ареста он все-таки избежал. Следователя, который занимался его делом, арестовали раньше.

 Шостакович – Хачатурян – гимн

В 1942-ом году Сталин решил, что стране нужен новый гимн. И устроил прослушивание вариантов, которые предложили «ведущие» композиторы той эпохи. Свой вариант продемонстрировал Александров, Хачатурян, Шостакович. Тогда Шостакович очень надеялся, что его вариант одобрят, это вселяло бы надежду, что он сможет избежать репрессий. Но тогда Сталин сказал, что и у Шостаковича гимн неплох, и у Хачатуряна, но было бы лучше, если бы они объединились написали общий. Композиторам пришлось это сделать. Новый вариант Сталину понравился, но после размышлений он все-таки выбрал музыку Александрова.

 Слезы и партбилет

Дмитрий Шостакович долгое время отказывался вступать в партию, но… положение обязывало. И ему неоднократно на это намекали. Он все откладывал, и даже пытался сбежать накануне собрания. Но не вышло. Партбилет ему все-таки вручили. Как потом вспоминал его сын, отец плакал два раза в жизни: когда хоронили его супругу и когда он принес домой билет.

 И музыку пишет, и ноты знает…

А эта история уже успела превратиться в анекдот. В шестидесятых СССР посетил видный композитор из Индии, который писал музыку к кино. Уважаемый гость на встрече с композитором поинтересовался, сколько Шостакович платит помощнику, который за ним записывает музыку. Шостакович удивленно поднял брови и ответил, что он все делает сам. Тогда индиец воскликнул: «А вы и ноты знаете?».

Добавить комментарий