0

15 Апрель 2014

Сэр Том Стоппард

image

Сегодня мы расскажем Вам об одном из известнейших драматургов современности. Главный герой: сэр Том Стоппард!

Том Стоппард родился 3 июля 1937 года в городе Злин в Чехии (тогда Чехословакии) и при рождении был назван Томашем Штраусслером. Его отец работал врачом на знаменитой обувной фабрике «Батя». Начало войны, дух тирании – семья бежит в Сингапур (после немецкого вторжения фирма перевела доктора Штрауслера, еврея, в свой сингапурский филиал). В 1941 году, до вторжения Японии в Сингапур, мать Томаша увезла его и его старшего брата в Дарджелинг, в Индию. Его отец остался в Сингапуре и погиб при взятии города японскими войсками.

Пани Штрауслерова в 1946 году вышла замуж за англичанина, майора Кеннета Стоппарда, который вскоре увез всю семью к себе на родину. Майор Стоппард, дав мальчикам свое имя, сделал все, чтобы они выросли настоящими британцами. Томаш, теперь уже Том, был отправлен в частную школу-интернат в Йоркшире, откуда, впрочем, он, вопреки воле отчима, отправился не в университет, а в редакцию бирмингемской городской газеты, где и проработал шесть лет.

С 1960 он, под псевдонимом Уильям Бут (William Boot), работает театральным критиком в лондонском журнале «Сцена» и пишет для радио и телевидения. С того же времени Том начинает писать свою первую пьесу «Прогулки по воде» (она будет опубликована в 1963).

Он приобрел известность в 1966 году после публикации пьесы «Розенкранц и Гидельнстерн мертвы». Пьеса была представлена на Эдинбургском фестивале искусств, а затем на премьере в Национальном Королевском театре в Лондоне. Эта пьеса была переведена на русский язык Иосифом Бродским (опубликована в 1990).

– То есть я имею в виду – что именно вы делаете?
– Обычные вещи, сэр, только наизнанку. Представляем на сцене то, что происходит вне её. В чём есть некий род единства – если смотреть на всякий выход как на вход куда-то

«Розенкранц и Гидельнстерн мертвы»

С тех пор им было написано много пьес, отличающимся особым стилем, особой манерой. Например, в пьесе «Травести» (1974), где действие происходит в Первую мировую войну, Стоппард в Цюрихе сводит Ленина, Джимми Джойса (актер сериала «Коломбо»), поэта Тристана Тцару и мелкого чиновника британского консульства. Казалось бы, несовместимые герои, но посредством такого соединение Стоппард исследует взаимосвязь революции и искусства. В 1975 году пьеса была названа лучшей пьесой года и получила награду Tony Award.

Пьеса «Настоящие» (1980) в какой-то степени является автобиог­рафической и рассказывает о любовных страданиях драматурга. Она признавалась в лучшей в Tony Award в 1984 и в 2000.

Среди других произведений Стоппарда – «Настоящий инспектор Хаунд» (1968), «После Магритта»(1970), «Прыгуны» (1972), «Грязное белье» (1976), «Художники» (1988), «Аркадия» (1993), «Берег Утопии» (2002), «Рок-н-Ролл» (2006) и другие.

Один китаец, из династии Тан, по мнению некоторых, большой философ. Ему однажды приснилось, что он — бабочка, и с этой минуты он уже никогда не был полностью уверен, что он не бабочка, которой снится, что она китайский философ.

«Розенкранц и Гидельнстерн мертвы»

Кроме того, фильмы, снятые по сценариям Стоппарда, неоднократно удостаивались престижных международных премий. Фильм, который был снят и поставлен Стоппардом, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», удостоился «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале 1990. Известный фильм «Влюбленный Шекспир» был удостоен Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля в 1999, в том же году получил «Золотой глобус» и «Оскар».

В 2000 году получает от королевы Елизаветы II британский орден «За заслуги» и становится сэром Томом.

Том Стоппард в молодости

Том Стоппард в молодости

Одной из ключевых в его творчестве является пьеса «Берег Утопии».

Немного теории.

Утопии зарождаются в Афинах, на рубеже V-IV веков, в переломную эпоху. Всем хорошо известен Миф Платона об Аделаиде, которая погибла. По сути, это иносказание о судьбе Афин. Затем переломная эпоха Возрождения и «Утопия» Томаса Мора.

В «Утопии» Мора Англия – остров Утопии, где в тяжелых условиях отрицания свободомыслия и зародился театр эпохи Возрождения. В нем инициаторами жестокости являются землевладельцы, которые насильственно вытесняли крестьян для разведения овец. Утопия – одна из ступеней человеческой мысли о высших идеалах и целях, без них человеческое общество живет по принципу «человек человеку – волк».

Каждая страна переживает времена «колебаний и жажды все изменить». В нашей стране наиболее известен Золотой век – век Герцена, Пушкина, Белинского, Огарева – одним словом, тех, кто думал и рассуждал, рассуждал, не боясь цензуры и бунта.

В пьесе «Берег Утопии» Стоппард обращается к властителям дум Золотого века, пытается вернуть их к жизни, сделать живыми и избавить таким образом общество от стереотипов мышления, выработанных школьной хрестоматией по отношению к революционной идее (например, «пламенные революционеры», раскачивающие общество, приведшие Россию к Октябрьской революции).

Пьеса написана в трех частях:

  • «Путешествие», где центральной является семья Бакуниных;
  • «Кораблекрушение», где в действии появляется критик Белинский;
  • «Выброшенные на берег», в которой главной фигурой становится Герцен.

Важное место в дискуссиях героев занимают Гегель, Кант, Фихте, Шеллинг, Маркс и другие философы, чьи идеи представляли живой интерес для интеллигенции тех времен, где каждый хотел найти себя и совершить подвиг перед отечеством.

Понимаешь, Люба, я – один из тех, кто рожден для своего времени. Я должен пожертвовать всем во имя моей священной цели, я должен укреплять свой дух, пока я не смогу сказать: «То, что угодно мне, — угодно Богу

(из диалога Михаила Бакунина и Любови Бакуниной)

В пьесе автор с добрым юмором привлекает внимание к проблемам России, страны, у которой свой истинный путь развития, не похожий на путь Запада или путь Востока. По сей день нет точного ответа на вопрос, как нам развиваться, как раскрыть потенциал страны и в то же время «не выпасть» из общего прогресса.

Мы все – участники драмы, которая развивается зигзагами, или, как мы говорим, диалектично, и которая должна завершиться всеобщим благополучием

(Герцен, 1848, Франция)

В России пьеса два года готовилась к премьере в РАМТе (Российский академический молодежный театр) под руководством Алексея Бородина, в написании сценария участвовал и сам Стоппард. Премьера состоялась 6 октября 2007 года и имела потрясающий успех. И по сей день в репертуаре театра пьеса пользуется завидным успехом, любой желающий может окунуться в атмосферу философии Золотого Века.

После плодотворной работы над спектаклем «Берег утопии» Стоппард привез в РАМТ еще одну свою пьесу – «Rock’n’roll».

Я хотел бы вам сказать: для меня большая честь, что «Rock’n’roll» будут ставить в Молодежном театре. Работа в РАМТе, с РАМТом была одним из самых счастливых периодов в моей профессиональной жизни. Очень приятно всех вас видеть снова: и тех, с кем мы уже работали, и новые лица. Все, что я хочу сказать: большое спасибо, что вы ставите мою пьесу.

Встреча Тома Стоппарда с артистами спектакля «Rock’n’roll»

Постановка стала главной премьерой сезона 2011-2012 в Российском Молодежном театре. Режиссер Адольф Шапиро перенес на российскую сцену рассказ о пражских событиях 1968-1990-х годов. Конец реформ «Пражской весны», ввод войск в Чехословакию, приход к власти Вацлава Гавела. Все эти исторические события показаны сквозь призму истории чешской рок-группы «The Plastic People of the Universe». Действие пьесы начнется в Кембридже в 1968 году, где учится главный герой, а заканчивается пражским концертом «The Rolling Stones».

Добавить комментарий