0

8 Апрель 2014

Выставка Александра Головина

Александр Яковлевич Головин (1863–1930). Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна (опера А.Н. Серова «Юдифь»). 1908. Холст, темпера, пастель. 163,5 х 212. Государственная Третьяковская галерея.

Александр Яковлевич Головин (1863–1930). Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна (опера А. Н. Серова «Юдифь»). 1908. Холст, темпера, пастель. 163,5 х 212. Государственная Третьяковская галерея.

 Друзья, предлагаем вашему вниманию экспозицию Александра Головина  «Фантазии Серебряного века», доступную для посетителей в Третьяковской галерее на Крымском Валу с 28 марта по 24 августа 2014 года.  Уже несколько лет подряд в Третьяковской галерее открываются монографические выставки. В 2012-м была экспозиция, посвящённая Коровину, в прошлом году – Нестерову, теперь – Александр Головин, выставка к 150-летию со дня рождения художника и сценографа.

О художнике

Начав свой путь с живописных произведений, исполненных в традициях передвижничества, под влиянием  Абрамцевского художественного кружка Головин стал работать в области декоративно-прикладного искусства. В конце  1890-х годов по заказу С.И. Мамонтова он создал майоликовые панно для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве.  Для Всемирной выставки в Париже 1900 года Головин оформил в «национальном духе» интерьер Кустарного отдела («Русская деревня»). На выставке он удостоился золотой медали по отделу декоративно-прикладного искусства и серебряной – за майолики. С 1899 года по приглашению В. А. Теляковского, управляющего Московской конторой Дирекции Императорских театров, Головин начал оформлять постановки в Большом театре. В 1902 году мастер переехал в Петербург, где вскоре стал главным художником-консультантом при Дирекции Императорских театров. С тех пор творчество Головина было неразрывно связано с историей театра, а сам он приобрел славу одного из главных реформаторов сцены.

Об экспозиции

Выставка призвана погрузить зрителя в атмосферу Серебряного века, в мир образов Головина, в которых сфокусированы иконографические и стилистические особенности эпохи символизма и стиля модерн. Знаковой работой выставки стала «Умбрийская долина», в центре которой – розы, один из ключевых мотивов в искусстве и поэзии этого времени. Розу можно встретить в работах В. Э. Борисова-Мусатова, М. А. Врубеля, Н. Н. Сапунова, в стихах К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, И. Северянина. Нежный цветок с острыми шипами напоминал об эфемерности красоты, быстротечности жизни, где хрупкость нуждается в защите, где неразлучны любовь и страдание. Нераскрытый бутон отсылал к тайне, которую невозможно разгадать. Розовая роза связана с культом Афродиты, темой Элизиума, близкими творчеству Головина. Этот цветок возникает лейтмотивом в станковых и театральных работах то как часть букета или пейзажа, то как деталь костюма или прически.

Александр Яковлевич Головин (1863–1930). Декоративное блюдо «Жар-птица». Майолика, рельеф, эмаль, глазурь. 64 х 50. Государственная Третьяковская галерея.

Александр Яковлевич Головин (1863–1930). Декоративное блюдо «Жар-птица». Майолика, рельеф, эмаль, глазурь. 64 х 50. Государственная Третьяковская галерея.

Структура выставки позволяет проследить эволюцию художника в каждом из видов искусств, к которым он обращался, и их взаимодействие. Синтетичность творчества Головина и «театральность» его мышления подчеркиваются организацией экспозиции, в которой предметы из дерева и керамики соседствуют с произведениями станковой живописи, театральными эскизами и сценическими костюмами. Все они объединены особым «головинским стилем», который отличают прихотливая декоративность, фантазия и яркий живописный темперамент.

Открывают выставку произведения декоративно-прикладного искусства: блюдо «Жар-птица» и братина «Курица», расписанная художником балалайка «Дракон» и другие. Созданные под влиянием Е. Д. Поленовой и М. А. Врубеля с использованием навыков, полученных в Керамико-художественной гончарной мастерской «Абрамцево» С. И. Мамонтова в Москве, эти предметы демонстрируют, как формировался стиль мастера: декоративность стала важнейшей составляющей образного строя его произведений, а орнаменты – любимым пластическим мотивом. Работы, исполненные национального своеобразия, одновременно несут черты европейского стиля ар нуво.

Особое место на выставке занимают эскизы декораций и костюмов, а также костюмы к спектаклям, созданным в творческом сотрудничестве с В. Э. Мейерхольдом для Александринского театра: «Дон-Жуан» Ж.-Б. Мольера (1910), «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1911), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (февраль 1917). «Маскарад» стал шедевром их совместного творчества. В сценографии спектакля через ритмическое строение цветового и светового решения было передано ощущение надвигающейся катастрофы. В послереволюционный период значительным событием в театральной жизни Москвы стало оформление Головиным по приглашению К. С. Станиславского спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.-О. Бомарше (1927) во МХАТе.

К выставке подготовлено издание, которое включает статьи об основных аспектах творчества Головина и фундаментальный каталог его произведений. В альбом вошли ранее не публиковавшиеся письма А. Я. Головина к Е. Д. Поленовой, а также уникальные фотоматериалы. На выставке будет демонстрироваться анимационный ролик, главным героем которого выступает любимый мотив художника – роза.

По четвергам экспозицию можно посетить до 22.00; вход и кассы – до 21.00.

Желаем вам увлекательного путешествия в мир художественной поэзии, открытый Александром Головиным!

Александр Яковлевич Головин (1863–1930). Кощеево царство. 1909. Эскиз декорации к балету И. Ф.Стравинского «Жар-птица». Труппа Русский балет С. П.Дягилева, Гранд-Опера, Париж. Хореография М. М.Фокина, художники А. Я.Головин, Л. С.Бакст. Премьера 25 июня 1910. Бумага, гуашь, бронзовая краска, черный карандаш. 82,5 x 102. Государственная Третьяковская галерея.

Александр Яковлевич Головин (1863–1930). Кощеево царство. 1909. Эскиз декорации к балету И. Ф.Стравинского «Жар-птица». Труппа Русский балет С. П.Дягилева, Гранд-Опера, Париж. Хореография М. М.Фокина, художники А. Я.Головин, Л. С.Бакст. Премьера 25 июня 1910. Бумага, гуашь, бронзовая краска, черный карандаш. 82,5 x 102. Государственная Третьяковская галерея.

Добавить комментарий