0

27 Март 2014

Абонемент №67 «Густав Малер и его время»

3 апреля 2014, 19:00, Большой зал консерватории

Государственная академическая симфоническая капелла России

Питер Донохоу

Питер Донохоу

Дирижер – Валерий Полянский

Питер Донохоу (фортепиано, Великобритания)

Людмила Кузнецова (меццо-сопрано)

Всеволод Гривнов (тенор)

В программе:

  • Рахманинов

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

  • Малер

«Песнь о земле», симфония для тенора, альта и оркестра

Государственная академическая симфоническая капелла России — уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов. Он объединяет хор, оркестр и солистов-вокалистов, которые, существуя в органичном единстве, сохраняют в то же время определенную творческую самостоятельность. С 1992 года художественным руководителем и главным дирижером ГАСК является Валерий Полянский.

Валерий Полянский – музыкант многогранного дарования, высочайшей культуры, глубокой эрудиции. Его дирижерская харизма в равной степени проявляется как в сфере хорового искусства, так и за пультом симфонического оркестра, а творческие поиски блестяще реализуются в самых разных жанрах. Среди безграничного репертуара Госкапеллы отчетливо выделяется тяготение к жанру оперы в концертном исполнении. В. Полянский стремится представить оперу в исторически точной интерпретации, использует оригинальные авторские редакции.

Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории, Московского международного Дома музыки, выступали с финалистами международных конкурсов имени Чайковского и имени Рахманинова. Капелла с триумфом гастролировала в США, Англии, Италии, Германии, Нидерландах, в странах Юго-Восточной Азии…

Густав Малер –  австрийский композитор и дирижер, один из крупнейших симфонистов XIX и XX веков. Малер является автором десяти симфоний (последняя, Десятая, осталась незаконченной автором). Все они занимают центральное место в мировом симфоническом репертуаре.

Питер Донохоу

За свою музыкальность, безупречную технику и стилистическое разнообразие он признан одним из блистательных пианистов нашего времени. В 2006 году П.Донохоу был приглашён Нидерландами стать Послом Музыки на Ближнем Востоке, а в 2010 на традиционной новогодней церемонии он получил звание Командора ордена Британской империи.

Людмила Кузнецова  солистка Государственной академической симфонической капеллы России с момента основания коллектива, заслуженная артистка России.

Участвовала во всех зарубежных гастролях капеллы. Исполнила ведущие меццо-сопрановые партии в концертных постановках опер «Луиза Миллер» и «Трубадур» Верди, «Андре Шенье» Джордано, «Джоконда» Понкьелли, «Богема» Леонкавалло, «Чародейка», «Черевички», «Мазепа» Чайковского, «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Богема» Пуччини, «Царь Эдип» Стравинского, «Война и Мир» Прокофьева, «Джезуальдо» Шнитке, а также в вокально-симфонических произведениях Баха, Моцарта, Бетховена, Россини, Берлиоза, Верди, Дворжака, Брукнера, Малера и других авторов.

Всеволод Гривнов

С 2001 г. выступает в Большом театре. Среди недавних ангажементов:

2011 г. — Радамес («Аида) в Опере Кельна, Ленский («Евгений Онегин») в Опере Лос-Анджелеса, а также Реквием Дж. Верди с Северным Нидерландским симфоническим оркестром и программа романсов С. Рахманинова с Симфоническим оркестром Норрчёпинга ;

2012 г. — Хозе («Кармен») в Театре Беллини в Катании, Дон Альваро («Сила судьбы») в Опере Кельна;

2013 г. — Василий Голицын («Хованщина») в Парижской национальной опере.

Малер. «Песнь о земле», симфония для тенора, альта и оркестра

1907 год стал переломным для Малера. Весной ему пришлось оставить пост директора Венского Королевского театра, который он занимал до того десять лет: он узнал о своей тяжелой болезни — его сердце было в таком состоянии, что всякая физическая нагрузка становилась опасной. Но семью надо было обеспечивать, особенно предвидя, что, возможно, вскоре она останется вовсе без поддержки. И Малер принял материально выгодное предложение—стать директором Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

Еще более глубоким потрясением стала смерть маленькой дочери. В это время ему в руки и попал сборник древней китайской поэзии «Китайская флейта» в переводе Ганса Бетге. В старинных изысканных стихах композитор нащел то, что ему стало наиболее близким в последние тяжелейшие дни:

«…исключительно тонко выраженную, проникнутую тихой печалью гармонию осеннего и зимнего пейзажа и — человеческой старости, заката солнца и — ухода человека из жизни» (И. Барсова).

«Китайская флейта» и вдохновила композитора на одно из величайших его творений — вокально-симфоническую симфонию «Песнь о Земле», ставшую трагической исповедью художника.

В основу сочинения легли вольные переводы немецким поэтом стихов китайских поэтов VIII и IX веков. Обратившись к, казалось бы, экзотическим текстам, Малер создал глубоко современное произведение, одну из выразительнейших в мире партитур.

Первое исполнение «Песни о Земле» состоялось уже после смерти композитора, 20 ноября 1911 года в Мюнхене под управлением Бруно Вальтера.

Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

Концерт был написан в летнем доме Рахманинова в Ивановке. Композитор завершил концерт 23 сентября 1909 года. Из-за нехватки времени Рахманинов не мог репетировать концерт в России. Вместо этого он практиковался на клавиатуре, которую он взял с собой на корабль в США.

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор, op.30 Сергея Рахманинова является одним из наиболее известных и часто исполняемых произведений автора. Концерт славится своим техническим и музыкальным требованием к исполнителю и имеет репутацию одного из самых трудных концертов в стандартном фортепианном репертуаре.

Добавить комментарий