2

27 Март 2014

Абонемент №10 «МГАСО под управлением П.Когана»

К 70-летию МГАСО под управлением Павла Когана

24 апреля 2014, 19:00, Концертный зал имени П. И. Чайковского

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана

Владимир Словачевский

Владимир Словачевский

Дирижер – Павел Коган

Владимир Словачевский (виолончель)

В программе:

  • Мендельсон Увертюра

«Гибриды, или Фингалова пещера»

  • Шуман

Концерт для виолончели с оркестром

  • Р. Штраус

(к 150-летию со дня рождения)  «Дон Кихот», фантастические вариации на рыцарскую тему для солирующей виолончели и оркестра «Дон Кихот», фантастические вариации на рыцарскую тему для солирующей виолончели и оркестра.

Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) был основан в 1943 году и является одним из старейших концертных оркестров России. Ранее оркестр был известен, прежде всего, исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра. В 1989 году художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Павел Коган, он реформировал репертуар коллектива, безгранично расширив его произведениями европейской и американской музыкальной литературы.

Масштабные программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, работ современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений. Ежегодно Московский государственный академический симфонический оркестр дает около 100 концертов. Гастроли коллектива регулярно проходят более чем в 50 странах. Сотрудничество с Павлом Коганом принесло оркестру репутацию коллектива, пропагандирующего высочайшие стандарты артистического мастерства, демонстрирующего художественный подход к формированию программ, имеющего широкий круг верных почитателей во всем мире.

Владимир Словачевский – молодой талантливый исполнитель, с 2012 года – первый концертмейстер группы виолончелей Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана.

Концертная деятельность Владимира Словачевского началась в ранние годы. С 14 лет он выступает в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии с абонементными сольными концертами. В 2007 году музыкант дебютировал в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии с Академическим симфоническим оркестром филармонии, исполнив сольную партию в виолончельном концерте К. Сен-Санса. Уже в следующем сезоне Владимир выступил с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер Юрий Темирканов), играя Первый виолончельный концерт Д. Шостаковича. В 2010 году состоялся сольный дебют музыканта в венском Концертхаусе. Помимо этого В. Словачевский неоднократно выступал в престижных концертных залах Москвы – в Центре оперного пения Галины Вишневской, Доме музыки, в залах Московского Кремля.

Мендельсон- увертюра «Гибриды, или Фингалова пещера»

Замысел увертюры возник у Мендельсона во время путешествия по Шотландии в 1829 году, при посещении одного из Гебридских островов, расположенных у ее западных берегов. В письме от 7 августа Мендельсон приводит музыкальную фразу (она стала первой темой увертюры), «чтобы объяснить, какое странное душевное состояние охватило меня». На острове Стаффа находится гигантская базальтовая пещера высотой около 30, длиной около 70 метров, дно которой всегда покрыто водой. Зеленые волны с шумом ударяют о скалы, а пещера — черная, гулкая, с множеством базальтовых колонн — напоминает гигантский орган. Вокруг нее, вблизи и вдали, расстилается безбрежное серое море. В тихую погоду морской прибой рождает мелодичные звуки, а в бурю гром, наполняющий пещеру, разносится на много километров вокруг. Пещера носит имя Фингала (Финна) — легендарного героя кельтского народного эпоса.

С удивительной проникновенностью скромными оркестровыми средствами рисует композитор картину северной природы, у которой, по его словам, «вкус ворвани и чаек». Увертюру высоко ценили не только на заре романтизма, но и в последующее время, притом часто композиторы, придерживавшиеся прямо противоположных эстетических взглядов. «Одним из прекраснейших произведений, которыми мы обладаем», назвал «Гебриды» Вагнер, вообще относившийся к Мендельсону с предубеждением, а Брамс писал так: «Я отдал бы полное собрание своих сочинений, если бы мне удалось создать произведение, подобное «Гебридам»».

Штраус «Дон Кихот»

Над своей предпоследней симфонической поэмой Штраус работал в 1897 году и завершил ее 28 декабря, посвятив «дорогому другу Жозефу Дюпону», бельгийскому дирижеру и педагогу. Премьера состоялась 8 марта 1898 года в Кёльне под управлением Франца Вюльнера, первого исполнителя «Тиля Уленшпигеля» и других сочинений Штрауса.

На этот раз композитор вдохновился одним из грандиознейших произведений мировой литературы, романом испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведры (1547—1616) «Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский».           Грандиозный роман вдохновил Штрауса на монументальную симфоническую поэму, длящуюся 35 минут и весьма своеобразную по форме. По авторскому определению, это «интродукция, тема с вариациями и финал». Объявленная Штраусом программа так же не конкретизирована, как и в «Тиле Уленшпигеле», и ограничивается общим заголовком —

«фантастические вариации на тему рыцарского характера».

Вскоре по окончании композитор охарактеризовал поэму так:

«Это очень оригинальное произведение, новое по краскам и весьма веселое, в котором показаны дураки. Они не замечают своей глупости, но потешаются над собой».

А десятилетие спустя неожиданно заявил:

«Я вообще не люблю программ. Одному они обещают слишком много; на другого они оказывают слишком большое влияние; третий утверждает, что программа мешает работе его собственной фантазии; четвертый предпочитает лучше ни о чем не думать, чем раздумывать о том, что продумано до него другими; пятый находит другие предлоги — одним словом, программы несвоевременны».

Однако немецкие исследователи с согласия Штрауса пересказали, в соответствии с конкретными эпизодами романа Сервантеса, сюжет каждой из десяти вариаций.

2 thoughts on “Абонемент №10 «МГАСО под управлением П.Когана»

  1. Очень понравился концерт! Спасибо большое Елене за организацию и сопровождение таких мероприятий! Обязательно сходите, ребята, Вам понравится! :)

Добавить комментарий