5

21 Февраль 2014

Что посмотреть: «Нефть»

There Will Be Blood

«Нефть» (2007)

Что? Экранизация романа «Нефть» классика американской литературы Эптона Синклера. Действие книги происходит в конце 1920-х в Калифорнии и описывает взлет нефтедобывающей компании, принадлежащей амбициозному и бездушному магнату Плэйнвью. 

Где? Актовый зал НИЯУ МИФИ

Когда? 26 февраля (среда) 16:15

Год: 2007
Режиссёр: Пол Томас Андерсон
Сценарий: Пол Томас Андерсон, Эптон Синклер
Жанр: драма
В главных ролях: Дэниел Дэй-Льюис, Пол Дано, Кевин О’Коннор
Продолжительность: 158 мин. / 02:38

Интересные факты

  • В списке, составленном Ассоциацией кинокритиков Лос-Анджелеса, с целью выявить десять лучших фильмов первого десятилетия XXI века, фильм «Нефть» занял второе место.
  • Музыку к фильму написал Джонни Гринвуд — гитарист группы Radiohead

5 thoughts on “Что посмотреть: «Нефть»

  1. Фильм «Нефть» – о любви. О любви к богатству, причём во имя этой любви некоторые главные герои картины идут на всё, в том числе на отречение от самого себя, от своей сущности. Одним из главных героев является поначалу нищий, но неуклонно алчный старатель и шахтёр Дэниэл Плэйнвью (которого в фильме сыграл Дэниел Дэй-Льюис). В начале картины показано, как на закате XIX века он занимается в Калифорнии поисками золота и серебра и догадывается о месторождениях нефти. Он находит нефть на ферме семьи Сандэй, обманув которых, он выгодно приобретает права на добычу. Эта сделка приносит ему богатство. В фильме рассказывается о его неутомимой и одержимой деятельности нефтедобытчика на протяжении трёх десятилетий. Авторы фильма не дают представления о происхождении Дэниэла Плэйнвью, поэтому не известно, из какой он семьи. С самого начала картины он показан как человек, до глухоты влюблённый в американскую мечту. Его одержимость целью сделала его как бы глухим, он перестал слышать себя, своего сына, всех людей вокруг себя. Он как бы при жизни перешёл из мира людей в мир иной, в котором всё измеряется только золотом. Вторым главным героем картины является сын Дэниэла, Эйч Даблю Плэйнвью (чью роль исполнил сначала Диллон Фрэзер, а потом Рассел Харвард), который во время одной из разработок месторождения получил тяжёлую травму головы, отчего оглох физически. В отличие от своего отца, который, возможно, тоже в детстве, оглох нравственно. Обогащение их предприятия обратно их взаимопониманию и отношениям. В итоге отец не слышит сына, сын не слышит отца, который на протяжении жизни до фанатизма оставался преданным своему делу, отчего сам «превратился» в нефтедобывающую машину. В конце концов через двадцать пять лет на экране показан властный и бескомпромиссный нефтяной магнат спившимся и всеми покинутым человеком с огромным капиталом. При этом в центре повествования всей картины – противостояние дельца Плейнвью и третьего главного героя фильма, местного проповедника-шарлатана Илая (которого в фильме сыграл Пол Дано), легко раскусивших ухищрения друг друга, ибо деятельность и того и другого направлена на удовлетворение своей нездоровой и неуёмной любви к личному благосостоянию и славе. В отличие от Дэниэла, который торговал жидким топливом (вернее сказать, добывал сырьё для его производства), Илай торговал топливом духовным, этаким «опиумом для народа». Такое мнение сложилось при наблюдении его выступлений в церкви, когда он вместо должного чтения для паствы христианского священного писания страивал для них шоу, а окончательно укрепилось, когда он отрёкся от христианско-еврейского бога в присутствии своего искусителя, за что его и постигла смертельная кара. С точки зрения христианской морали, встреча в боулинге Дэниэла и Илая – это встреча двух грешников, один из которых исполнил волю карающей длани по отношению к другому. При этом, если наказание для
    одного из них – смерть, то для другого – глубокое и непреодолимое одиночество. Их встреча в финале картины – это момент истины для обоих. Для Дэниэла – это триумф алчности, амбициозности и погони за американской мечтой в победе над пастырем. Для Илая, в особенности если он – всего лишь искушённый праведник, – суд божий, ибо как сказано в иудейском священном писании: «И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: возьми жезл твой и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, — и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах» (Исход 7:19).

  2. There will be blood…..
    « И будет кровь ». Премьера фильма «Нефть», недаром, прошла под этим слоганом. Сюжет ярко это иллюстрирует: алчный бизнесмен-монополист противостоит всем и вся, соревнуясь с обществом, политикой и другими нефтяными компаниями по части ненасытности в деньгах и тяге к власти, пытаясь любыми способами заполучить их, он не чуждается омывать свои руки в крови. Его всепоглощающая жажда жидкого золота толкает его на аморальные поступки: убийства, шантаж, вымогательство. Но, даже, это Дениэлу Дей-Льюису удается подать так, что на протяжении всего фильма зритель будет ему симпатизировать.
    О! Эти отточенные монологи, эти красноречивые реплики и невозмутимый вид во время их произнесения. Потрясающе! Дей-Льюису получается играть отрицательных персонажей блистательно. Хотя, на мой взгляд, роль «Мясника» в фильме Мартина Скорсезе «Банды Нью- Йорка» получилась куда более яркой и контрастной. Некоторые критики проводили сравнение двух персонажей, но сейчас не об этом…
    На мгновение фильм может показаться немного утопичным: один человек решает сделать из себя самого известного и могущественного нефтяного магната и у него это получается. Вот так просто. Все, кто встает у него на пути, потом исчезают: лжебрат убит им, лжепророк убит, мальчишка, который стал отнимать больше времени, чем раньше отправлен в школу-интернат подальше от него. На этого человека нет рычагов воздействия. Он просто ставит цель и достигает ее. Но, с другой стороны… Ведь так все и происходит. Самые известные и влиятельные люди всех эпох так и достигали своих целей.
    Фильм показывает нам не только кровавую гонку за властью нефтяного магната, но и кровавую, лживую и циничную гонку самопровозглашенного пророка за религиозной властью и людским признанием в нем избранника Бога. Пол Дано сыграл тут (не побоюсь этого слова) наравне с Дениэлом Дей-Льюисом. Так сыграть «игру веры в Бога» человека, всем своим «я», желающего стать новым пророком и не имеющим никакого отношения к религии, и тем более вере, не каждому под силу.
    И в завершение. Когда я только начал смотреть «Нефть», фильм показался мне монотонным и нудным: отсутствие женских ролей, монотонность красок, плавные переходы от одних действий к другим. Но, потом я увидел. Увидел то, что и пытался показать нам режиссер. Этот скудный образ повседневной жизни очень ярко выносит на первый план красный цвет слогана фильма. При всей бытности и размеренности в жизни творится такая борьба, которую не скрыть.
    Фильм оценит по достоинству не каждый. Многим он покажется скучным, неинтересным и длинным. Да, фильм не для любого зрителя. Он рассчитан только на ту аудиторию, которая способна мыслить и ценить игру актеров, а не коротать время за просмотром.
    После просмотра возникает только один вопрос: «Какой смысл в величии, богатстве и могуществе, если ты стар, одинок и болен?». Я знаю ответ. А вы?

  3. Бизнес — это то, что безусловно меняет людей, делает их более жесткими, приспосабливая к конкуренции. Когда речь заходит о нефтяной промышленности, слово «конкуренция» является одним из главных на период становления добычи нефти в США. Именно конкуренция породила предпринимателя Дэниэла Плейнвью, главного героя картины «Нефть» режиссера Пола Томаса Андерсона. Одна из начальных сцен фильма показывает, как Дэниэл с сыном выступают на собрании маленького городка, где старается убедить население сдать в аренду свои участки для добычи нефти его семейным предприятием. Стоит упомянуть, что сын является приемным, взятым Дэниэлом на поруки после смерти отца мальчика на одной из вышек, но именно на семейных ценностях настаивает Дэниэл во время того самого собрания. Семья становится его визитной карточкой, помогающей ему убеждать целые города отдавать ему запасы нефти с их участков и обходить конкурентов.
    Развитие своего предприятия сделало из главного героя социопата. Все, о чем мечтал Дэниэл — это заработать столько денег, чтобы хватило на жизнь в одиночестве без нужды. В нем накопилось огромное количество ненависти к окружающим его людям, которых он терпел ради выработки местороджений.
    С другой стороны мы видим местного парня — Илая, желающего построить церковь за счет нефти со своего участка. Добившись этого он образует секту «Третьего откровения», где проводит сомнительные обряды экзорцизма. По существу, он является вторым предпринимателем в городе после Дэниэла и старается приумножить свое влияние с помощью освящения вышек, пытаясь создать симбиоз церкви и нефтедобывающего предприятия Плейнвью. Подобного рода симбиоз Дэниэл находит омерзительным и к тому же он не переносит чужого успеха ни в каком проявлении.
    Взаимоотношения двух схожих по целям личностей показывают настоящее лицо обоих. Особенно сильно это показано в финальной сцене фильма. Дэниэл оказался более приспособленным к условиям бизнеса, нежели молодой, неопытный и трусливый Илай. В финальном диалоге ясно раскрываются итоги жизни обоих. Илай снова пытается заработать денег на нефти посредством оказания влияния на одного из своих прихожан и продажи его участка, а Дэниэл, будучи жестким и принципиальным истинным воспитанником делового мира того времени, показывает Илаю, что все его потуги напрасны, ведь Плейнвью заранее все предусмотрел. Развязка картины выглядит шедеврально. Илай унижается и отрекается от своей веры ради денег, за что платит собственной жизнью, а Дэниэл остается наедине с собой и своим алкоголизмом.
    Мир бизнеса воспитал в Дэниэле качества, которые были необходимы для достижения цели. Он стал идеальным производственным деятелем, человеком, который способен воплотить идею в жизнь и развить свои задумки. Но взамен он лишился чувств и возможности ощущать радость от достигнутых успехов. Каждый должен сам решить для себя, жертвой стал Дэниэл, или охотником.
    Безусловно, фильм «Нефть» предоставляет зрителю плодотворную почву для раздумий, за что лично мне он и кажется ценным. Это — профессиональная работа режиссера, композитора и конечно же, автора одноименной книги Эптона Синклера, ведь этот фильм — экранизация его романа. И весьма достойная экранизация.

  4. Здесь будет кровь.
    Первые кадры. Первые шаги Дэниэла Плейнвью – будущего нефтемагната на пути к своему богатству, проходящие в полном молчании, в духе великолепного Пола Андерсона. Герой ломает ногу и единственное, что он делает – это ползет проверять руду. Рабочий на шахте с ребенком на руках. С первых минут мы видим, насколько все вокруг главного героя подчинено одной цели – обогащению. Эти моменты производит настолько сильное впечатление, что от картины уже не оторваться.
    Мне кажется, это фильм не о том, как в погоне за богатством нравственно падает персонаж. Не о том, какой кровавый путь он проходит. Это редкий пример фильма, на протяжении которого характер героя не меняется. С первых до последних минут мы наблюдаем его необыкновенную алчность. Богатство для Дэниэла Плейнвью – не средство. Это и есть его цель. Богатство ради богатства. Даже любовь к сыну не способна бороться с этой страстью. Мальчик для Плэйнвью – лишь компаньон. Свой бизнес он представляет как семейный. Когда с сыном происходит несчастный случай, и герой больше не может опираться на него в своих делах – встает вопрос о замене. И он быстро находит ее в лице своего лжебрата. Он не оглядывается назад.
    Однако нельзя сказать, что герою чужды человеческие чувства. В его сердце есть место сожалению, жалости, состраданию. Но приоритеты расставлены с самого начала – первое место занимает выгода. Единственное, чего он действительно никогда не упустит – обогащение.
    Ненависть неотвратимо ведет Дэниэла Плэйнвью к одиночеству. «Во мне силен дух соперничества. Не выношу чужого успеха. Ненавижу почти всех. Я хочу заработать столько денег, чтобы не видеть никого» — едва ли не единственное откровение главного героя о себе.
    Эта кипящая внутри него ненависть, обуревающая его страсть великолепно подчеркивается музыкой, удивительно уместной в каждом моменте. Фильм наполнен звуками, передающими это главное настроение.
    Церковь занимает важную роль в картине. Однако ее критика не должна затмить куда более важную тему: священник Илай – фактически двойник Плэйнвью, с той лишь разницей, что его империя построена на страхе и вере. Существование Илая показано параллельной линией и завершается встречей проповедника с главным героем во впечатляющем финале. Фильм прямолинеен, как нефтепровод, проложить который так стремится персонаж. Но если водопровод имеет конец, то у этой истории конечная точка существует только для Дэниэла Плэйнвью.
    Великолепная игра актеров. На мой взгляд лучшая роль Дэниэла Дэй-Льюиса. Прекрасная операторская работа – фильм смотрится на одном дыхании. «Нефть» — однозначно одна из лучших картин современного кино.

Добавить комментарий