0

17 Ноябрь 2013

Ференц Лист

До сих пор его виртуозность  остаётся ориентиром для современных пианистов…

Ференц Лист

Ференц Лист

Венгерская-Рапсодия-2-Cis-Moll

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в   деревне Доборьян (Венгрия).  В детстве он был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец был  был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке. Он преподал Ференсу основы   фортепианной игры. В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре его пригласили в великолепный дворец Эстерхази. Игра Ференса поразила гостей графа, и несколько венгерских дворян решили оплатить дальнейшее обучение Ференца. Его послали в Вену, где он обучался композиции у Сальери, фортепиано у Черни. Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822. Критики остались в восторге, и с тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы.

От известного издателя А. Диабелли он получил приглашение сочинить вариации на тему вальса, придуманную самим Диабелли таким образом юный музыкант оказался в компании великих Бетховена и Шуберта, к которым издатель обратился с такой же просьбой. Несмотря на это, Лист (как иностранец) не был принят в Парижскую консерваторию, ему пришлось продолжать образование частным образом. После смерти отца  Лист познакомился с молодыми Берлиозом и Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние:

Лист сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом. В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Паганини. Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз. Ференц Лист был хорош собой, его концертные поездки тех лет неизменно сопровождались громкими и публично обсуждавшимися affaires de coeur, «романами». В 1834 Лист начал совместную жизнь с графиней Мари д’Агу .

Лист выступал в Австрии, Бельгии, Англии, Франции, Венгрии, Шотландии, России и в 1849 дал цикл концертов, средства от которых пошли на сооружение памятника Бетховену в Бонне. В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой немецкий город был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. В 1847, приняв решение посвятить себя Веймару, Лист предпринял прощальные концертные гастроли. Во время пребывания в России он познакомился с княгиней Каролиной Зайн-Витгенштейн, и вернулся с ней в Веймар. В роли капельмейстера Лист поддерживал все новое, радикальное, иногда — отвергнутое другими. С одинаковым рвением он исполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов. Он устроил неделю музыки Берлиоза в то время, когда романтический стиль этого композитора не встречал понимания во Франции. Лист сумел даже организовать в Веймаре премьеру оперы Вагнера Тангейзер в годы, когда ее автор был политическим изгнанником и ему грозил арест.

Рихард Вагнер в центре, Ференц Лист, его дочь Козима

Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Подобно Шопену и Шуману, Лист в своей композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному фортепиано. Наверное, самое популярное произведение Листа — Грезы любви (Liebestraum).

Ференц-Лист-Грезы-Любви

Среди других сочинений Френсиса Листа для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий (в основе которых лежат скорее цыганские, нежели мадьярские напевы). Некоторые из них позже были оркестрованы. Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений.  Среди транскрипций Листа — фортепианные переложений симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.
Лист стал создателем жанра одночастной полупрограммной симфонической формы, которую он назвал симфонической поэмой. Этот жанр был призван выражать вне музыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотива, проходящего через всю поэму. Среди оркестровых произведений Листа  наиболее интересны симфонические поэмы, в особенности Прелюды, Орфей и Идеалы. Для разных составов с участием солистов, хора и оркестра Лист сочинил несколько месс, псалмы, оратория, легенда о святой Елизавете.
Оценки творческого наследия Листа — композитора и пианиста в период после его смерти были неоднозначными. Возможно, бессмертие его сочинениям обеспечило смелое новаторство в области гармонии, которое во многом предвосхитило развитие современного музыкального языка. Хроматизмы, используемые Листом, не только обогатили романтический стиль прошлого столетия, но и, что важнее, предвосхитили кризис традиционной тональности в 20 в. Лист и Вагнер были приверженцами идеи синтеза всех искусств как высшей формы художественного выражения.

Как пианист Лист выступал в концертах буквально до последних дней своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем жанра сольных концертов пианистов и особого патетического концертного стиля, сделавшего виртуозность самодостаточной и захватывающей формой. Порывая со старой традицией, Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось неотъемлемой частью представления. Лист мастерски воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не было равных, славился он и блестящими импровизациями. Ноавторство Листа в области музыкальной формы и гармонии, новое звучание фортепиано и инструментов симфонического оркестра было поддержано ведущими композиторами его времени. Вобрав в себя культуру Германии и Франции, классик венгерской музыки Лист, внёс большой вклад в развитие музыкальной культуры Европы.

Жизнь Ференца Листа закончилась в возрасте 75-ти лет. Он умер во время посещения Байройтских фестивалей и похоронен 31 июля 1886г. на Байройтском городском кладбище.

Интересные моменты из жизни:

  • [ концерт для английской королевы ]

Когда Лист был с гастролями в Англии, ему передали приглашение выступить в Виндзорском дворце — королевской резиденции.Однако королева Виктория пришла на концерт с опозданием: она и ее свита долго устраивалась в ложе, шелестели платья придворных дам, королева громко разговаривала… Лист демонстративно прервал игру.

— Мне показалось, что ваш этюд был слишком коротким, — сказал ему один из присутствовавших.

— Просто я боялся помешать Ее Величеству королеве Виктории разговаривать… — ответил Лист.

  • [ сами виноваты, маэстро... ]

Лист репетировал с оркестром одну из своих ораторий. Оркестр играл настолько неслаженно и плохо, что композитор был вынужден остановить репетицию. С досадой махнув дирижерской палочкой, Лист сказал музыкантам:- Господа, так нельзя! То, что вы тут играете, — чистейшей воды ярмарочная музыка!В зале воцарилась мертвая тишина, свидетельствовавшаяая о том, что музыканты смертельно оскорблены. Минуту спустя кто-то из оркестрантов дерзко выкрикнул: —  Так ведь не мы ее сочинили, маэстро!

  • [ дела семейные ]

Вагнер был женат на дочери Листа и частенько по-родственному пользовался его мелодиями. Например, один из ведущих музыкальных мотивов во втором акте вагнеровской «Валькирии» полностью заимствован из симфонии Листа «Фауст». Когда на одном из вечеров Лист исполнял своего «Фауста» и дошел до этого места в партитуре, к фортепиано приблизился Вагнер и шутливо сказал:- Папочка, именно этот мотив я присвоил.Добродушный и доброжелательный Лист без зависти относился к необычайным успехам своего зятя. Он ответил:Это замечательно. По крайней мере люди смогут его лучше расслышать…

  • [ одолжение ]

Приехав на гастроли в Берлин, Лист еще до выступления пригласил к себе двух знаменитых берлинских критиков, известных тем, что они всегда высказывали абсолютно противоположные мнения. Исполнив для них свою концертную программу, композитор попросил критиков:- Господа, можете ругать, можете хвалить, дело ваше, но сделайте для меня исключение: напишите что-либо одно о моем концерте! И подлинной сенсацией для музыкальных кругов Берлина было то, что после концерта Листа в печати появились одинаково хвалебные отзывы критиков-антагонистов.

  • [ весьма своеобразная цель поездки ]

Современники не всегда восторженно принимали творения Ференца Листа. 14 января 1859 года Ганс фон Бюлов продирижировал симфонической поэмой Листа «Идеалы», и она была встречена оглушительным… свистом. А через месяц, когда Лист собирался ехать с концертами в Берлин, в паспорте, в графе «цель поездки», он написал: «быть освистанным»…

  • [ "будете третьим..." ]

Лист исполнял в музыкальном обществе в Байрейте свое новое произведение. Это была чрезвычайно сложная композиция, написанная в быстром темпе. Лист сыграл ее с присущей ему виртуозностью и закончил игру под восторженные аплодисменты. Польщенный Лист вежливо поклонился публике и гордо сказал:- Только двое пианистов в Европе могут так исполнить это произведение —  я и Ганс фон Бюлов! Тогда присутствовавший на этом вечере молодой Жорж Бизе подошел к роялю, сел и с не меньшей виртуозностью исполнил только что услышанное произведение без нот, по памяти. —Браво! — воскликнул смущенный Лист. — Но, мой молодой дружище, не следует так напрягать свою память, вот вам ноты.Бизе вторично, теперь уже по нотам, прекрасно сыграл произведение маэстро.

— Поздравляю, — протянул ему руку Лист. — Теперь вы — третий в Европе!

  • [ лист и русский император ]

В 1842 году Ференц Лист был в 24 часа выслан из Петербурга. Кроме того, полицмейстер сообщил ему Высочайшую волю: Лист не должен более приезжать в столицу России никогда.Дело в том, что на выступлении Листа в Петербурге собралось самое изысканное общество, в зале присутствовал и сам император — Николай I. Во время концерта царь стал довольно громко разговаривать со своими адъютантами. Лист прервал игру.

— В чем дело? Почему вы перестали играть? — спросил Николай и, нетерпеливо махнув рукой в сторону рояля, добавил: — Продолжайте.- Когда говорит царь, остальные должны молчать, Ваше Величество, — вежливо, но решительно ответил Лист. Император дослушал концерт в молчании. Однако сразу после выступления Листа поджидал полицмейстер…

  • [ каторжник любви ]

У Листа была очень нежная душа. Он не выносил женских слез, истерик, а тем более драк. А между тем однажды из-за его персоны подрались графиня Мари д’Агу и Жорж Санд. Женщины вцепились друг другу в волосы, а предмет их страсти укрылся в другой комнате, дабы не видеть схватки, оскорблявшей тонкую и чувствительную натуру.Мари д’Агу сражалась, как львица, — она оставила ради маэстро своего мужа и детей в Париже, переехала к Листу в Швейцарию, родила ему троих детей и совсем не собиралась уступать обожаемого Ференца. Жорж Санд, правда, жила в это время с Шопеном, но тоже увлеклась не на шутку эмоциональным Листом… Сражение проиграли обе дамы. Жорж Санд, видно, уже устала от романов с музыкантами и переключилась на других достойных любви гениев. А окончательный разрыв с графиней Мари д’Агу произошел после увлечения Листа балериной Лолой Монтез. Когда они расстались, чувствительный Ференц радостно воскликнул:- Каторжник любви наконец-то свободен! На его горизонте появилась… новая галера!

  • [ пометка в паспорте ]

В паспорте Листа существовала специальная пометка: «Благодаря своей славе достаточно известный». Лист шутил по этому поводу:- Теперь я известен не только всей Европе, но и всем полицейским и жандармам на границах. А это уже всенародная слава.

  • [ вместо свадьбы - монастырь! ]

Лист очень хотел жениться на Каролине фон Сайн-Виттгенштейн. Много времени и сил потратил он на то, чтобы получить разрешение на бракосочетание… Наконец от Папы Римского были получены долгожданные документы. Каролина распорядилась украсить церковь Святого Карла, где должна была состояться свадебная церемония, многочисленными гирляндами цветов. На следующий день Листу исполнялось пятьдесят лет и наконец-то сбывалась его многолетняя мечта. Однако бывший муж Каролины, принадлежавшей к самой родовитой польской знати, отправился в Ватикан и уговорил католического иерарха отсрочить бракосочетание…Ференц Лист, который очень любил Каролину, поступил довольно нестандартно:- Двери церкви закрыты, зато открыты ворота монастыря, — воскликнул он и стал католическим монахом.

  • [ маленькая любезность ]

В Вене к русскому композитору и исполнителю Антону Рубинштейну пришла молодая дама и попросила дать ей автограф. Вместо автографа Рубинштейн подарил ей свою визитную карточку. Сразу от Рубинштейна собирательница автографов отправилась к Листу. Увидев у нее в руках визитную карточку Рубинштейна Лист взял ее и рядом с именем Антон Рубинштейн приписал: «и его поклонник Лист».

  • [ пан плохо считает... ]

В Варшаве перед концертом Листа его импресарио объявил публике, что в зале будет гореть пятьсот свечей. Сидевший на галерке недоверчивый провинциал не поленился пересчитать все зажженные свечи и, недосчитавшись, счел себя обманутым. Ему было не до музыки, он долго сидел, пыхтел и копил про себя обиду, но не выдержав, встал и возмущенно крикнул: —  Как не стыдно! Панове, нас гнусно обманывают! В зале только четыреста девяносто восемь свечей, а не пятьсот…Не понимая, что происходит, Лист прервал концерт. Но тут на сцену вышел импресарио:— А считал ли пан свечи на фортепиано? — гневно спросил он.

— Нет, — смутился провинциал. — Ну, тогда простите… Ладно, играйте дальше, господин Лист…

Добавить комментарий